?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

... официальных идеологов, российского общества оппозиционного лагеря и вообще всех сторон - неисчерпаемый кладезь мифологии, тянущейся прямо оттуда до наших дней. Как говорится, параллели и меридианы в полный рост.

Вот, например, имперская идеологема "это наши исконные русские земли" / "это наше исконное историческое достояние" - появляется где-то примерно в это время (появляется чуть раньше, но тут на унавоженной почве расцветает в полный рост).
Замечу, что по-видимому (возможно, специалисты, занимающиеся историей дипломатии, меня поправят) до какого-то исторического времени подобных идеологических обоснований, чтобы владеть какой-то территорией, вообще не требовалось - отвоевали в войне, заселили плохо освоенные земли, прихватили то, что плохо лежит - во всяком случае право сильного вряд ли оспаривалось и требовало порождения какой-то дополнительной мифологии. Появляются эти идеологемы как раз аккурат тогда, когда впервые распространяются концепции права и просвещения (то есть где-то с конца XVIII века) - и уже вроде бы становится неудобно перед цивилизованным миром просто так чем-то овладеть - нужно обязательно транслировать идею об "исконном достоянии", "защите братских народов" (дада, это тоже там же и тогда же) и подобных. Обычно в такого рода мифологемах присутствует какая-то полуправда (хотя с какого боку земли ВКЛ внезапно превратились в "исконно русский край" - загадка природы), причем в головах носителей полуправда очень быстро превращается в абсолютную истину, так что картина мира в итоге полностью замещается. И нет - это совершенно не обязательно "по указке свыше" - это искренне и от души (отметим к тому же, что в те времена подобными вопросами вообще задавалась исключительно образованная часть общества - то есть ничтожно малая, 1-2% часть населения вообще).
Причем "исконно русские земли" - это именно так называемый "Западный край" (то есть территория современной Литвы, Беларуси и части Украины). Для Царства же Польского действуют другие мифологемы, например:
- мы восстановили (!) их государственность (то есть на Венском конгрессе восстановили, после Наполеоновских войн).
- если бы не Россия, их бы все равно поглотила Австрия и Пруссия.

Ну и отсюда уже естественным образом вытекает следующая мифологема, которая прочно сидит в головах не только правительственных идеологов, но и - что характерно - условно "либеральной" части общества. А именно:
- мы их обласкали, восстановили их государственность, спасли их от австрийской и прусской агрессии, подарили им Конституцию (в самом деле, это пишет обычно та часть общества, которая тщетно ждала и надеялась на Конституцию для России - ну и не дождалась, натурально) - а они неблагодарные. Здесь, натурально, как минимум две баги. Первая - ну за что же тут, спрашивается, быть благодарным - "без меня меня женили", сначала поделили так, потом эдак, потом посадили в позолоченную клетку, подарили непрошеную конституцию (когда у них вроде как уже своя была, 3 мая, которой они не без определенных оснований гордились) - в общем, дали цацки поиграться и еще тут же стали сразу пытаться эти игрушки отбирать и указывать, как ими пользоваться. Очень сложно, по правде говоря, представить себе людей, которые в такой ситуации будут благодарными и немедленно возлюбят старших братьев (ага, "старший брат в семье славянских народов" - это тоже оттуда). А вторая бага - слушайте, ну если они действительно такие неблагодарные сволочи - то и не послать ли их к чертовой матери? Казалось бы - да и фиг с ними, пусть отделяются, пусть делают себе хуже, пусть их там поглотит Австрия и Пруссия. Но нет, мы упорно продолжаем тянуть братские объятья к этим злым неблагодарным редискам.

И еще одна мифологема, характерная именно для той же самой либеральной части общества. "Они там восстали - ничего не добьются, только кучу народа зря и бессмысленно положат - а у нас тут гайки закрутят. И уже никогда не видать нам надежд на Конституцию и вообще лучшую жизнь"
(Положим, такая позиция имеет под собой хоть какое-то основание во время Январского восстания - которое взрывается в момент, когда правительство Александра II реально проводит реформы. Но после пяти лет правления дражайшего Николая Павловича?! Заметим, что это пишут отнюдь не любители самодержавия, а люди... ну формата, например, Вяземского, Чаадаева...).
И еще туда же - вот мы же терпим. Выжидаем. Не высовываемся. Одни вон (идиоты) уже восстали - ничего хорошего из этого не получилось, только зря себя погубили, надежды общества похоронили. Плетью обуха не перешибешь. Нетерпеливцы проигрывают.
О, вот ведь и правда, мы же не зря говорили - восстали и чего добились? Куча жертв, автономию упразднили, конституцию упразднили, в итоге - ни себе ни людям. Получилось плохо - значит не стоило и пытаться. Когда я читаю сегодняшние дискуссии про Майдан, я в них вижу в первую очередь это: все эти страсти по жидобандеровцам и прочим страшным националистам, в сущности, вторичны, а первично: они посмели. Вот мы же не смеем, мы терпим, мы позволяем себя иметь - а они посмели, как же так? У них получилось плохо - но ведь если не пытаться, так уж наверняка не получится ничего. И все отрицание "опыта непокорных" - это на самом деле глубинно спрятанный, неосознаваемый страх, глубинная попытка самооправдания за собственную попытку сидеть на том самом месте ровно.

Парадокс в том, что на другом конце провода - тоже осколки империи. Разумеется, со своей собственной мифологией. Та же тоска по былому величию ("от моря до моря"), тот же синдром "старшего брата", непрошеное мессианство, те же полуискренняя, полунаивная вера в "исконное историческое достояние", мечта об утраченных границах - которые к указанному периоду уже мертвые, вряд ли когда-либо способные восстановиться в точно таком же виде. И главное - абсолютная собственная историческая безответственность. То, что "нас унизили, разодрали, поделили" - это чистая правда, но это... ну, я не знаю. 50% правды? 70% правды? Остальные проценты - то, что сами, своими руками про... ли собственную страну - этот щекотливый момент как-то совершенно ускользает из народного сознания. Позор Тарговице (вот где пятая-то колонна была в полный рост, "не ту страну назвали Гондурасом") не осмыслен и не отрефлексирован, в национальном менталитете навсегда остался только синдром невинно обиженной жертвы. И, разумеется, с такой мифологией в головах любая попытка вырваться оборачивается страшным поражением - и каждый раз поражение заново усугубляет комплекс жертвы. Саморефлексии при этом - ну нельзя сказать, чтобы ноль, но исчезающе мало.

Comments

( 21 comments — Leave a comment )
indraja_rrt
Aug. 24th, 2014 06:50 pm (UTC)
Мхм, про "они посмели" - наверно, в точку, так как нечто такое вообще в психологии людских масс есть.
nina_tian
Aug. 24th, 2014 07:02 pm (UTC)
"Они посмели" - первично. Всё так.
naiwen
Aug. 25th, 2014 05:10 pm (UTC)
ну вот мы же тоже знаем, что у нас все плохо. Однако мы молчим и не высовываемся. А они посмели. Значит, это что же получается - что они правы, а мы не правы? Но такого же не может быть, чтобы мы были неправы. Значит, мы правы - а они негодяи (и далее по кругу).
aywen
Aug. 24th, 2014 07:12 pm (UTC)
Я читала учебник Иловайского, там идея того, что ВКЛ - исконно русские земли, так очень естественно проводится. В каком-нибудь 14 веке между Тверским и Московским княжеством родства и сходства примерно столько же, сколько между Московским и Литовским. Католицизация Литвы - это в какой-то степени случайное событие, случилось, но могло бы не случиться. Так же, как Новгород, например, католическим не стал, но мог бы. Да, я знаю, что к истории сослагательное наклонение неприменимо :-)

У Алексея Толстого:
Т р у б е ц к о й
(к Сицкому)
Кто против этого! Боярин чист!
Корить его не станем. По заслугам
И честь ему мы воздаем, но он
Не княжеского рода - быть под ним
Невместно нам, потомкам Гедимина!

Ш у й с к и й
Нам и подавно, Рюрика потомкам!

О, это Трубецкие, оказывается, от Гедимина, считались.
odna_zmeia
Aug. 24th, 2014 09:53 pm (UTC)
Так Трубецкие и правда Гедеминовичи, и по идее должны быть и другие потомки литовских княжеских родов, потому как они вполне себе переходили на русскую службу, как-никак соседи.
Ну и с Литвой все-таки все гораздо более мутно, чем с Новгородом или Тверью, население все-таки исходно не славянское.
И с католичеством Новгорода все не так просто: он мог бы стать католическим из православного, а Литва стала католической прямиком из язычества.:)
Это ни в коем случае не отрицает того факта, что у Иловайского очень неплохой учебник.:)
naiwen
Aug. 25th, 2014 01:31 am (UTC)
ну (не будучи специалистом по ранней истории) я бы сказала, что население там исконно все-таки в основном славянское (за исключением небольшой части исторической Жмуди), оно даже более славянское, нежели население соседних Новгорода или Твери (где в значительной степени исходно обретаются финские племена). Другое дело, что нет никаких четких этнографических границ, позволяющих разделить условных "западных" славян от "восточных", нет четкой границы между поляками и белорусами с одной стороны, белорусами и велокороссами с другой стороны - это все позднейшие спекуляции. И с католичеством там же как получилось, если я правильно помню - сначала католичество принял фактически один Великий князь и его окружение. Массовое окатоличивание населения началось уже при Ягеллонах.
Но это все совершенно не отменяет того факта, что вот на большой "славянской" территории исторически сложилось два разных государства, и одно из них никаких боком не является исторической частью первого, они просто параллельно складывались :)
Разве я не права?
aywen
Aug. 25th, 2014 05:02 am (UTC)
Это разная аксиоматика. По мне так да, что сложились какие-то государственные границы, и пусть их, не трогаем, не будим лиха. А у некоторых, похоже, есть представления о каком-по более справедливом делении и объединении государств, к которому надо стремиться.
naiwen
Aug. 25th, 2014 05:17 pm (UTC)
Ну дык это в современном мире государственные границы уже сложились (и я бы тоже сейчас согласилась скорее на то, чтобы их уже наконец не трогали и не будили лиха, или на худой конец учились цивилизованному разводу, вроде как у Чехии со Словакией). А в то время границы были еще подвижные - и я как раз о том, что до какого-то периода времени вообще не требовалось этого как-то обосновывать, искать оправдания: ну прихапал, значит твое. О справедливости и прочем речь не шла - и в какой-то степени это было... ну, честнее, что ли. А вот мифологемы про справедливость, исконное достояние, защиту братских народов, великую цивилизующую миссию, бремя белого человека и подобные - они-то как раз и появляются задним числом, в эпоху нового времени - и оказываются столь живучи и устойчивы, что доживают в мозгах людей до наших дней (хотя сегодня по большому счету это вообще уже не имеет такого значения, как еще полвека назад, потому что при нынешних информационных технологиях вообще очень мало разницы, кто с какой стороны границы живет, если границы открытые и отношения нормальные).
Миф о "справедливом объединении", вероятно, существовал в одностороннем виде :), поскольку со стороны бывших земель ВКЛ никакой мечты о справедливом объединении с Российской империей как-то не наблюдалось :) (ну кроме Тарговицких деятелей, которые желали, впрочем, не объединяться, а поторговаться - и обидно просчитались). Ну и не забываем о том, что в то время "желания жителей" означают исключительно "желания образованной элиты" - а современные спекуляции на темы "а почему же не устроили референдум среди белорусского крестьянства" - глупы, бессмысленны и антиисторичны.
audiart
Aug. 25th, 2014 08:31 am (UTC)
По-моему, главный маршрут перехода шляхты из православия в католичество у нас вообще через протестантизм, т.е. к политике государства имеет опосредованное отношение. Ягеллонам предъявить можно в основном городельский привилей (хотя какой из Витовта Ягеллон? :-) ), да и тот расширяют до православных уже в следующем поколении, чтобы выиграть гражданскую войну. А массово население у нас нигде, кроме того же северозапада, который Ягайла сам и крестил, и не окатоличилось, собственно - иначе уния и перевод в унию оказались бы ненужны.
kurt_bielarus
Aug. 25th, 2014 09:38 am (UTC)
Забавно, что собственно "окатоличевание" в смысле "латинизации " - результат как раз отмены унии.
audiart
Aug. 25th, 2014 09:55 am (UTC)
Ага, есть такое.
aywen
Aug. 25th, 2014 04:57 am (UTC)
Население исходно славянское на большой части территории. Современные белорусские патриоты себя тоже наследниками ВКЛ считают.
И Литва католической стала не из чистого язычества, а из разброда кто во что горазд. Ольгерд, отец Ягайло, вроде бы был православным, Витовт крестился и в католичество, и в православие. Православные церкви на территории Княжества Литовского активно строились до объединения с Польшей.
indraja_rrt
Aug. 25th, 2014 04:38 pm (UTC)
М, про то, что Ольгерд мог быть крещенным, я раньше и не подозревала, но теперь поискала - да, некоторые думают, что мог.
naiwen
Aug. 25th, 2014 06:10 pm (UTC)
подумала и решила открыть эту запись.
kurt_bielarus
Aug. 25th, 2014 09:36 am (UTC)
"ВКЛ - исконно русские земли"

:)))

"Католицизация Литвы - это в какой-то степени случайное событие, случилось, но могло бы не случиться"

Как и "православизация" Киева.

"В каком-нибудь 14 веке между Тверским и Московским княжеством родства и сходства примерно столько же, сколько между Московским и Литовским."

Так это значит, что Москва - исконно литовско-белорусская земля!
indraja_rrt
Aug. 25th, 2014 04:41 pm (UTC)
К последнему: у нас очень любят карты распространения балтских гидронимов. Так вот на востоке - и правда вплоть до Москвы! :)
naiwen
Aug. 25th, 2014 06:11 pm (UTC)
я давно предлагала присоединить Москву к Финляндии.
tin_tina
Aug. 31st, 2014 06:16 pm (UTC)
Вы не поверите, но приблизительно такой была реакция В.Белинского на арест Шевченко! "Я не читал его поэм, но из-за них в моем журнале запретили перевод (уже не помню чего, какой-то английской повести)"
Этого он простить не мог.
naiwen
Aug. 31st, 2014 06:17 pm (UTC)
почему же не поверю? Я не знаток конкретно Белинского, но общий фон эпохи отлично себе представляю. Это все моя эпоха и моя тематика.
tin_tina
Aug. 31st, 2014 06:19 pm (UTC)
Меня это поразило в свое время. Какое-то полное отсутствие даже не эмпатии... скоординированности между "преступлением и наказанием".
naiwen
Aug. 31st, 2014 06:22 pm (UTC)
Николаевская Россия уродовала души людей, даже самых лучших и честных. В какой-то степени повезло тем, кто не по своей воле отправился на Восток - они гораздо лучше сохранили себя.
( 21 comments — Leave a comment )

Profile

девятнадцатый век 2
naiwen
Raisa D. (Naiwen)

Latest Month

June 2019
S M T W T F S
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30      

Tags

Powered by LiveJournal.com