?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

...да будет он прям
и прост.(с) Бродский


Почему-то именно эту цитату я вспомнила, когда дочитала почти одновременно две разных историко-биографических монографии – М.Гершензона «Братья Кривцовы» и Тадеуша Лепковского «Петр Высоцкий».

Так интересно бывает: больше четверти века, уже больше половины своей жизни, я в той или иной степени интересуюсь историей девятнадцатого века – и какие-то вещи тем не менее годами не можешь сформулировать для себя или не задумываешься об этом. Я говорю о людях первой четверти-трети девятнадцатого века и о том неуловимом общем, которое их объединяет и отличает от людей других эпох. Когда-то на лекциях по истории средневековой культуры выдающийся советский историк-медиевист Гуревич произнес памятную фразу: «Язык культур непереводим» - это значит, что мы никогда не можем, не в состоянии полностью понять мышление человека другой эпохи. Люди начала позапрошлого века очень похожи на нас – так же любят, так же страдают, так же боятся и ненавидят, так же способны на высокое и на низкое, на героизм и на предательство. Но есть какая-то общая черта поколения – именно этого поколения, именно тех, кто сформировался в первые два-три десятилетия века – которой после не будет никогда и ни у кого, которая исчезнет уже к середине века и никогда не проявится более с такой силой. Они все разные – люди начала девятнадцатого века: заговорщики и честные консерваторы, искренне верующие и вольтерьянцы-вольнодумцы, аскеты и эпикурейцы, энциклопедически образованные и едва научившиеся читать и писать - и всех их отличает, тем не менее, какая-то трудно вербализуемая особенность – и она сохраняется у этого поколения все годы их жизни, вплоть до тех последних могикан, которые доживают почти до конца века и проносят это уже небывалое мироощущение вслед за собой.

Эту удивительную черту, это удивительное мироощущение я бы сформулировала так:

Невыносимая ясность бытия

Никогда, никогда больше не будет в истории поколения, которое смотрит на мир настолько ясными глазами. Никогда уже не будет людей, с настолько твердым, четким и прямолинейным осознанием своего долга, своего места в мире, своего креста, понимаемого не как непосильную ношу, а как естественое проявление человеческой жизни.

Люди начала века – очень простые, иногда на наш взгляд – до невероятности, до примитива простые. И я бы не обратила на это внимание – если бы неожиданно два совершенно разных автора, пристально вглядывающиеся в своих героев, - не подчеркнули именно эту особенность, подчеркнули словно бы с каких-то даже болезненным недоумением – ну как же так-то? Михаил Гершензон – либеральный историк, литератор и публицист конца девятнадцатого-начала двадцатого века (когда от этой простоты уже не осталось и следа), близкий к кадетским кругам – и Тадеуш Лепковский, типический интеллигент семидесятых-восьмидесятых годов двадцатого века, диссидентствующий участник «Солидарности» - оба удивляются словно бы в одних и тех же выражениях, для них кажется невероятным, чтобы их персонажи – о которых вроде бы пишется с сочувствием и симпатией – действительно такие, ну… ну прямо туповатые, как валенки. А где же – о, где же? – недоуменно вопрошает интеллигенция последующих эпох – трагические вопросы бытия? Где проклятая раздвоенность сознания? Где же, наконец, пресловутая «слезинка ребенка»? Ну не может же быть, чтобы их действительно это не волновало.

А вот правда, товарищи. ИХ, «детей века просвещения», рожденных где-то на рубеже восемнадцатого-девятнадцатого веков, проклятые вопросы не волнуют. У них нет раздвоенности сознания. Надрыва, надлома не существует. Они не задаются классическими вопросами теодицеи – и вероятно, очень бы удивились, если перед ними вообще такие вопросы поставить. И вечные вопросы интеллигенции «кто виноват?» и «что делать?» - их пока еще не волнуют тоже. А если вдруг и волнуют – то они точно знают ответы на эти вопросы. Человека начала девятнадцатого века может беспокоить личная судьба, судьба близких, судьба страны – но никогда, никогда он не усомнится в общей благости бытия и разумности мироздания. У него такая постановка вопроса просто не вписывается в картину мира.

Вот именно эта невероятная простота и ясность – сегодня может вызывать что? Зависть, сожаление, чувство острой утраты? Оттого, что нам – не дано, нам для достижение такого состояния духа нужно совершать какие-то особенные внутренние усилия, которые сами по себе способны свести на нет любые благия намерения. А они – они просто так живут, естественно, как дыхание. Мир невероятных людей, которых можно сломать – но почти невозможно согнуть, потому что вот этот естественный внутренний стержень – которого они сами в себе даже не замечают – он не гнется. Потому что есть дорога – и по ней нужно пройти, вот так они сами пишут: «Каждый человек с самого рождения имеет перед собой сжато намеченную дорогу, с которой он ни вправо, ни влево отклониться не может, хоть бы она колючими шипами заваленная или железными кольцами утрамбованной была».

Отсюда могут вытекать ответы на те вопросы, которые десятилетиями волнуют историков. Например, почему одни и те же люди – многие ломались на следствии, но затем выстояли в течение многих лет ссылки: потому что сама эта система мировосприятия не рассчитана на неожиданный удар, зато прекрасно приспособлена к длительному воздействию. Или почему там, где мы сегодня видим глобальную трагедию (например, злополучное «а почему это они вывели за собой солдат на площадь – они что, не подумали?») – они видят только естественный ход событий.

Comments

( 19 comments — Leave a comment )
dinni
Sep. 29th, 2014 06:50 am (UTC)
Какое интересное наблюдение. Не знаю, я не чувствую зависти - я знаю, что мы за это получили, но было бы интересно взглянуть на мир так. Ненадолго.

Ты училась у Гуревича? Потрясающе.
odna_zmeia
Sep. 29th, 2014 09:57 am (UTC)
Мы два года слушали его спецкурс по историографии школы "Анналов". Специальность вроде бы не наша, но именно в профессиональном смысле это было бесценно.
dinni
Sep. 29th, 2014 10:36 am (UTC)
Завидую, потому что училась не тогда и не там.
ringlin
Sep. 29th, 2014 07:10 am (UTC)
А не может так быть, что эти прямые и простые ребята как раз и дискредитировали свой образ мироощущения и действий? Когда человеку настолько все невыносимо ясно, невыносимо не только ему.
odna_zmeia
Sep. 29th, 2014 09:26 am (UTC)
Знаешь, мне кажется, это не совсем корректный вопрос.
Мироощущение определяется временем, эпохой, в которой люди формируются, оно само по себе не хорошо и не плохо, как смена времен года. Менталитет порождается эпохой, в которой люди формируются, новая эпоха формирует людей с иным менталитетом.
И мировосприятие людей иной эпохи может вызывать зависть, может раздражать, но это уже наше восприятие. Это не они дискредитировали, это мир изменился.
aini_svetlja4ok
Sep. 29th, 2014 10:49 am (UTC)
ИМХО. Мир изменяется не сам по себе, а под воздействием мироощущения тех, кто в нем живет. Поколение формирует следующее поколение. Кстати, у меня сложилось впечатление, что сильный "взрыв" изменений в менталитете 19 века в целом был вызван, во-первых, резким подъемом уровня знаний о физическом мире, а во-вторых, связанным с этим техническим бумом (ростом того самого клятого ВВП, изменившего качество жизни не такой уж малой "верхушки" общества, и изменившего отношение к религии), что заставило пересмотреть вообще все мироустройство и положение человека в нем. Есть еще мысль по этому же поводу - Россия позже вошла в число более-менее развитых держав и бежала в этом деле более стремительно, поэтому в ней так резко выражены разные черты у близких поколений. В Европе движение шло более эволюционно и каких-то очень резких смен жизненных позиций там не наблюдается.
odna_zmeia
Sep. 29th, 2014 11:38 am (UTC)
Ну, тут я материалист - бытие все-таки определяет сознание, а не наоборот.:)
В первую очередь скорость перемен в жизни, следовательно, и в сознании, и в том числе быстрое разрушение веками существовавших укладов жизни в 19 веке обеспечивалось скоростью технического прогресса. Промышленный переворот - серьезная вещь, и произошел он в течение жизни одного поколения. Лошадей заменяют железные дороги, парусный флот - пароходы, разваливается крестьянская общин. начинается отток населения в города, дети не наследуют родительского ремесла и сословия, начинаются миграции населения - неудивительно, что сознание людей меняется очень быстро. (В Европе это тоже было, но там началось раньше.) Качество жизни, кстати, при этом менялось медленнее, чем нам кажется.
aini_svetlja4ok
Sep. 29th, 2014 01:10 pm (UTC)
Качество жизни менялось медленно по нашим теперешним меркам. Не говоря о том, что мечты всегда бегут впереди реальности. Даже мы с тобой вряд ли когда-нибудь хотя бы прикоснемся к реально стартующим ракетам или будем иметь бесшумных электронных слуг. Боюсь, даже рак при нашей жизни еще не победят. Тем не менее, 20 век вошел в историю как век освоения космоса, появления роботов и возможности победить лейкоз при своевременной диагностике. А еще это век мобильной связи и интернета, которые резко изменили качество жизни, причем пока неизвестно, в какую сторону в конечном счете. Эх, узнать бы, как это отразится на человечестве... Надеюсь, оно еще будет существовать ближайшие лет пятьдесят.
Кстати, вот вопрос, что есть качество жизни вообще. Посмотрю, чем сейчас оно измеряется. А то кажется мне, что тут ясность у меня не полная.
ringlin
Sep. 29th, 2014 12:57 pm (UTC)
Мне кажется, что мироощущение очень сильно зависит от того, что и как делали предыдущие поколения (отцы и деды в основном). Отцы и деды конечно формируют детей.
odna_zmeia
Sep. 29th, 2014 01:00 pm (UTC)
Историческая антропология считает иначе.:)
ringlin
Sep. 29th, 2014 01:07 pm (UTC)
ОК, историческая антропология права.
odna_zmeia
Sep. 29th, 2014 09:55 am (UTC)
Они цельные. Именно цельные, и вот эта ясность полдня с трудом умещается в голове.
Гершензон им завидует, но чуть ли не сам от себя это прячет. В мире, в котором он живет, хорошо и правильно думать и действовать совсем иначе, за отсутствие рефлексии и "проклятых вопросов бытия" обычно осуждают, и он тоже, как положено, вроде бы даже осуждает, но завидует при этом. Так на солнце смотрят.
naiwen
Sep. 29th, 2014 04:42 pm (UTC)
Я было подумала, что эта внутренняя цельность отчасти связана с тем, что они почти все - военные (и в данном случае герои этих книг - тоже военные). Но вот женщины той эпохи тоже такие же, это я как раз недавно письма Варвары дочитала, и все это вместе сложилось в одну картинку.
И да, у меня эта ясность и цельность тоже вызывает нечто сродни зависти и ощущения чего-то недоступного и утерянного.
odna_zmeia
Sep. 29th, 2014 04:52 pm (UTC)
Нет, они именно все такие, вне зависимости от пола и профессии.
Никакого постмодерна или просто модерна, никаких "проклятых вопросов", раздвоенности сознания. Поэтому ими нельзя манипулировать, нельзя сыграть, к примеру, на ложном чувстве вины, их вина им ясна, а чужую они на себя не возьмут.
Полдень. Солнце в зените, тени коротки.
Золотой век.:)
В купленной в Тульчине краеведческой книжке это время (конец 18 - первая четверть 19 века) в истории города названа "золото-серебряным периодом". Книжка современная, пару лет назад издана, писали местные музейщики. Как-то оно сходно всеми видится.
naiwen
Sep. 29th, 2014 06:13 pm (UTC)
я вот думаю еще: к смерти по-другому люди относятся. Другая ценность человеческой жизни. В чем-то она выше, чем в ХХ веке, например (нет оружия массового поражения, нет прецедентов массовых геноцидов, настолько массовых репрессий). А с другой стороны - гораздо ниже. Когда из десятка рожденных детей выживает двое, когда любой человек в любой момент и без всяких войн и революций может внезапно умереть от простой простуды - это как-то по-другому в головах откладывается.
odna_zmeia
Sep. 29th, 2014 06:35 pm (UTC)
Детская смертность воспринимается иначе, чем взрослая, и статистика выживания все же не такая, особенно в дворянских семьях.
Но к смерти по-другому относятся, т.е. не то что по-другому... Иначе.
indraja_rrt
Sep. 29th, 2014 10:46 am (UTC)
Интересно... То есть не то чтобы такое (если правильно понимаю) не видела у людей других времён, но они да, скорее воспринимаются как нечто исключительное на фоне. А если тут в целом так - да, интересно, как было бы жить в таком мире.
elena_2004
Mar. 18th, 2015 08:04 am (UTC)
спасибо вам
naiwen
Mar. 18th, 2015 05:49 pm (UTC)
пожалуйста :)
( 19 comments — Leave a comment )

Profile

девятнадцатый век 2
naiwen
Raisa D. (Naiwen)

Latest Month

June 2019
S M T W T F S
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30      

Tags

Powered by LiveJournal.com