?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

(В качестве маленькой провокации - я знаю, что некоторые из моих друзей и знакомых любят Лунина. Ну а я его не очень люблю).
Вот я ниже процитирую одно из его известных писем, написанных Волконским из Акатуя. Интересно, только мне одной кажется, что с этим письмом... ну... что-то не так? Ну то есть вот мне как-то неуловимо не нравится, как Лунин пишет о людях, которые ему - между прочим - помогали или помогают.

1842, 30 января.

Дорогая сестра по изгнанию! (то есть Мария Волконская - РД) Оба ваши письма я получил сразу. Я был тем более растроган этим доказательством вашей дружбы, что обвинял вас в забывчивости и особенно в том, что вы не написали моей Charissima (сестре Лунина Е.Уваровой - РД), которая со своей стороны жаловалась на ваше молчание. Пошлите ей еще одно-два письма, на всякий случай, чтобы успокоить ее на мой счет. Одно слово от вас произведет больше действия, чем если бы я сам мог писать ей, ибо женщины лучше понимают друг друга, им принадлежит дар утешения. Забота, которую вы берете на себя о бедном моем Варке (собака Лунина - РД), о моих вещах и хозяйстве, доказывает искреннюю и деятельную дружбу. Я вам за нее весьма признателен. Равным образом благодарю вас за теплый жилет, в котором я очень нуждался, а также и за лекарства, в которых нужды не имею, так как мое железное здоровье выдерживает все испытания. Если вы можете прислать книги, я буду вам обязан. То, что вы говорите об учителе греческого языка, не может служить препятствием. Где найти людей совершенных? К тому же большинство людей совершенных — невежды или глупцы. Выпишите все же доктора-немца. Он будет давать уроки в вашем присутствии, в остальное же время пусть делает, что хочет. А покуда следовало бы, по моему мнению, начать с уроков латыни. Если вы и ваш муж одобряете мою мысль, обратитесь от моего имени к Никите 5 и скажите ему, что я прошу, в доказательство его дружбы, взять на себя уроки латыни. Уверен, что он не откажет в просьбе, обращенной из глубины темницы.
Письма детей доставили мне большое удовольствие6. Я мысленно перенесся в ваш мирный круг, где все те же романсы звучат с новою прелестью и те же вещи говорятся с новым интересом.
Передайте мои дружеские чувства господам Поджио (декабристам Александру и Иосифу Поджио - РД) и всем тем из наших, кто спросит обо мне. Я нашел здесь славного Высоцкого (Петра Высоцкого, отправленного в Акатуй после неудачной попытки бегства из Александровского завода - РД), который выказывает мне дружбу и примерную преданность. Это он заботится о моем домашнем житье-бытье и нисколько не считается с опасностями, каким подвергает себя, стараясь быть мне полезным. Ему обязан я возможностью писать к вам. Он раздобыл мне все необходимое для этого. Его соотечественники постоянно проявляют ко мне то же усердие 9. Никогда не мог я предположить столько добродетелей в недрах С. П. (Б.Л. Модзалевский предлагал расшифровку: S P — «святая Польша»)

Дорогой мой Сергей Григорьевич (Волконский - РД)! Архитектор Акатуйского замка, без сомнения, унаследовал воображение Данта. Мои предыдущие казематы были будуарами по сравнению с тем, какой я занимаю. Меня стерегут, не спуская глаз. Часовые у дверей, у окон — везде. Мои товарищи по заточению — полсотни душегубов, убийц, разбойничьих атаманов и фальшивомонетчиков. Впрочем, мы отлично сошлись. Эти добрые люди полюбили меня. Они дают мне на хранение свои маленькие сокровища, приобретенные бог ведает как, и поверяют свои маленькие тайны, принадлежащие, конечно, к литературе гальванической. Кажется, меня, без моего ведома, судят в каком-то уголке империи. Я получаю время от времени тетрадь с вопросами, на которые отвечаю всегда отрицательно. Негодяй проболтался (имеется в виду Петр Громницкий, занимавшийся перепиской и распространением нелегальных сочинений Лунина и арестованный вместе с ним; по мнению Лунина Громницкий дал слишком откровенные показания - РД). Если представится случай, скажите ему, что я им недоволен. В то же время пошлите ему прилагаемые 25 рублей — от вашего имени,— ибо он наверняка без копейки. Все, что прочел я в вашем письме, доставило мне большое удовольствие. Я ожидал этих новых доказательств нашей старинной дружбы и полагаю, что незачем говорить вам, как они меня трогают. Позаботьтесь хорошенько о моем бедном Варке, не давайте ему ничего, кроме хлеба и, в особенности, ничего горячего. Если я не буду повешен или расстрелян, попытайтесь прислать его ко мне с какой-нибудь верной оказией. Передайте, пожалуйста, мое почтение Марье Казимировне и Алексею Петровичу (Юшневским - РД). Я очень признателен за их дружеское воспоминание. Тысяча любезностей Артамону (то есть декабристу Артамону Захаровичу Муравьеву - РД), равно как и тем, кто провожал меня и кого я встретил на привале на большой дороге. Прощайте, дорогой друг, мысленно обнимаю вас и остаюсь на всю жизнь ваш преданный
Михаил".

Вот такое письмо. Возможно, для меня проблема в том, что я немножко больше других знаю о людях, которые тут упомянуты, в частности, о Громницком и Высоцком. И мне не нравится, как это написано, и я знаю, почему мне не нравится. Интересно, что думают другие?

Comments

( 18 comments — Leave a comment )
lubelia
Oct. 1st, 2014 07:00 pm (UTC)
И мне не нравится.
Полное ощущение, что он их всех не любит. Тон какой-то такой... будто ему все должны.
naiwen
Oct. 2nd, 2014 04:43 pm (UTC)
да, вот именно - как будто они ему все должны :(
fredmaj
Oct. 1st, 2014 08:30 pm (UTC)
надменный он какой-то.
aywen
Oct. 1st, 2014 08:53 pm (UTC)
Мне кажется, на Громницкого он в момент писания письма обижен, а обиженный человек часто несправедлив.

В остальном не вижу ничего дурного. Мб я чего-то не знаю и не улавливаю.
veber
Oct. 1st, 2014 09:07 pm (UTC)
Я к Лунину вообще никак не отношусь, но второе письмо просто очаровательно (на мой взгляд). С учетом обстоятельств - очаровательно вдвойне.
naiwen
Oct. 2nd, 2014 01:39 am (UTC)
что именно ты имеешь в виду? :)
veber
Oct. 2nd, 2014 09:59 am (UTC)
Очень приятный тон. Видно, что человеку очень погано, но он бодрится, иронизирует и не отказывает себе в удовольствии поиграть словами. Плюс про 25 рблей от имени В. - весьма так корректно. Чтобы Громницкий не чувствовал себя ему обязанным.
naiwen
Oct. 2nd, 2014 04:55 pm (UTC)
Дело в том, что Громницкий незадолго до арестов сам просил у Лунина денег - так как находился в крайне тяжелом материальном положении. И Лунин ему отказал со словами вроде "надо учиться экономить и жить по средствам" (могу найти точнее). Громницкому вообще-то не на что жить: помощи из дома он практически не получает, заниматься земледелием не может по состоянию здоровья, ему нужны деньги на лечение.
Лунин реально очень богат. Он и в Акатуй ухитряется провезти с собой припрятанные деньги, которые Волконские зашили ему в шубу, что ли. У него богатые и влиятельные родственники, которые хлопочут за него (реально это ему не помогает, тем не менее, вырваться из Акатуя, но все-таки его жизнь там организована с какими-то минимальными удобствами). А Громницкий, который рисковал своей головой ради Лунина - он вообще никто, нищий, с ним даже не церемонятся - полгода держат на неотапливаемой гауптвахте, после чего выпинывают обратно на место поселения под надзор. В этих условиях вот это гадкое "негодяй проболтался, но вы уж так и быть пошлите ему деньги" (для Лунина 25 рублей - это ничто) - по-моему это отвратительно. Тем более что ничего такого особенного Громницкий там на следствии не сказал.
В итоге в дальнейшем Громницкому ухитрялся помогать не Лунин, а Высоцкий, узнавший через эту переписку о положении Громницкого. При этом, в свою очередь, у Высоцкого денег нет от слова совсем, родных нет, помощи нет - и рискует он, помогая Лунину организовать нелегальную переписку - после всех уже имевшихся своих жизненных перипетий - вообще-то головой.

Edited at 2014-10-02 04:56 pm (UTC)
(Anonymous)
Oct. 2nd, 2014 08:19 pm (UTC)
Ну Лунин-то сидит в этот момент в тяжелых условиях, на полном серьезе думает, что его вот-вот угробят (и его таки да). То, что ему совершенно не до кого и он склонен обвинять других (может и несправедливо) ИМХО совершенно нормальная человеческая реакция. Ну не обязан он в его состоянии разбираться, кто что сказал, и не так просто в подобных условиях быть объективным. Большинству это и без условий не удается.

Тем более, никаких последствий для Громницкого жалобы Лунина не имеют, а вот болтовня Громницкого (мнимая или реальная, или как там следователи разобрались) для Лунина последствия имеет и еще какие.

В общем ничего отвратительного не вижу, и вообще, а уж с учетом обстоятельств - особенно. Подумаешь, что-то такое кому-то сказал. Мне кажется странным ждать от человека в таких условиях, что он будет справедлив и добр, а этот еще и держится в целом неплохо.
naiwen
Oct. 3rd, 2014 02:37 am (UTC)
Катя, это ты ниже отвечала анонимно? А то вроде я не поняла.

Edited at 2014-10-03 02:37 am (UTC)
veber
Oct. 3rd, 2014 01:15 pm (UTC)
Да, точно я! Забыла залогиниться. Я почему-то считала, что у тебя анонимные запрещены, как у меня, и не заметила.
odna_zmeia
Oct. 1st, 2014 10:47 pm (UTC)
Это, мне кажется, еще ничего, письма сестре еще ярче. Он делает ей большое одолжение тем, что предоставляет возможность о себе заботиться, а то чем бы она занималась? С прислугой бывает что и вежливее разговаривают.:(

Edited at 2014-10-01 10:47 pm (UTC)
hildae
Oct. 2nd, 2014 11:37 am (UTC)
Вот да, ровно то же ощущение.
maiorova
Oct. 2nd, 2014 12:06 am (UTC)
Демонстративный тип личности...
hildae
Oct. 2nd, 2014 11:55 am (UTC)
Он слишком хорошо сознает свои достоинства, это во-первых. И снисходит.
Честно говоря, мне бы он был гораздо более симпатичен, если бы позволял себе больше слабости. Ему кажется, что он держится безупречно, но ведь ему действительно очень плохо, и он срывается раздражением на всех, особенно на сестру. В другом письме к М.Н. это ещё виднее. После периода возвышенно-романтических писем - вдруг такое раздражение: идеал не удержался на пьедестале?
И вот не очень мне нравится тон последнего письма, хотя на такое, конечно, не каждый способен. Но все-таки он пишет не чужим.
У меня к Лунину смешанные чувства: в жизни попадались два человека этого типа, к ним безусловно тянет, их интеллект - сильнейший магнит, но дружить с ними сложно - вот это все приходится прощать в их плохие дни, либо расставаться. В общем, он безусловно незауряден, но... не мой персонаж.:-)
hildae
Oct. 2nd, 2014 12:08 pm (UTC)
Да, и хотела бы я видеть выражение лица Сергея Григорьевича при словах "скажите ему, что я им недоволен...":-)
lubelia
Oct. 2nd, 2014 05:19 pm (UTC)
Честно говоря, единственный живой эпизод, которые меня как-то примеряет с Луниным, описан у Гангеблова:
"Один из соседей Лунина, с другого конца коридора, не разжалованный по суду, попытался посылать Лунину свою долю чаю. «Когда, рассказывал Рослов, я принес к ним первый стакан, они спросили: что это? а как я им растолковал, то они заплакали, так заплакали, что аж жалко стало. С той поры, вот я, утро и вечер, чай им приношу, и всякий раз сердешный старик велит благодарить»
hildae
Oct. 2nd, 2014 08:16 pm (UTC)
Да, обычно-то он облекается в свою безупречность, как в костюм химзащиты... Жаль, его ведь искренне любят и без этой демонстративности.
И похоже, он сам не видит, что не так с его отношением к другим.
( 18 comments — Leave a comment )

Profile

девятнадцатый век 2
naiwen
Raisa D. (Naiwen)

Latest Month

June 2019
S M T W T F S
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30      

Tags

Powered by LiveJournal.com