?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Ниже - отрывок из известного исторического документа (впрочем, известен он, наверное, только специалистам).
Без поисковиков (впрочем, я подозреваю, что текста нет в сети, даже не проверяла) определите, кто автор документа и когда он написан. Впрочем, если не можете назвать точно автора, то хотя бы назовите, из какой среды вышел документ, когда и по какому поводу, и как бы вы в тогдашних (а также - еще интереснее! - сегодняшних) терминах определили общественно-политическую позицию автора?
(когда я потом напишу ответ - кто-то, возможно, удивится, возмутится или обрадуется?)

Итак
"... В Западном крае, как мы сказали, сходятся и встречаются две цивилизации, две народности. Как провести пограничную черту между ними?
Вильно, бесспорно, связано интересами и симпатиями с Варшавой, но оно связано также с Киевом: каждый польский ребенок знает, что в тысячные годы после рождества Христова виновник могущества Польши, Болеслав Храбрый, был покровителем Киева.
Между тем, Киев связан также внутренними, духовными узами с Москвою, и потому Вильно, имея обеспеченное свободное развитие, если бы ему предложено даже было соединиться с Варшавой, само не захочет этого сделать, чтобы не прерывать связи с Киевом, от которого не может отречься Москва.
Итак, Киев и Вильно могут служить гораздо более прочными связями союза Москвы с Варшавой, чем теперь крепости и цитадели (разумеется, что здесь слова Киев и Вильно не следует принимать буквально: под словом Вильно мы разумеем ту часть Западного края, которая теснее связана с Польшей, под словом Киев - ту часть, которая тяготеет, так сказать, к России, но так как эти части Западного края, несмотря на противоположные стремления, все-таки тесными внутренними узами связаны между собою, то, имея обеспеченное развитие, они могут служить самой надежной связью России с Польшей).
Мы сказали, что в Западном крае встречаются две цивилизации, две народности. Мы знаем, что подобные встречи обыкновенно причиняют борьбу.
Но можем также указать примеры совершенно противного: в Швейцарии по числу душ преобладает значительно народность германская, после нее занимает второе место народность французская, наконец, является самая незначительная числительно - итальянская; и между тем, все эти три народности нимало не враждуют между собою. Почему? Потому что все они имеют совершенно равные права. Все три языка: немецкий, французский и итальянский считаются государственными; так, например, каждый депутат на сейме имеет право говорить на одном из этих языков. Перед трибуналами каждое слово произносится на таком языке, на каком учиняется иск, в школе преподавание происходит на том языке, на каком говорит большинство слушателей. Последователи реформатской, лютеранской и римско-католической церкви имеют совершенно одинаковые права.
Примените те же начала к Западному краю и вы увидите, какие огромные будут от того последствия. Вы увидите, что величайшие затруднения сами собою разрешатся.
Рассмотрим каждый пункт отдельно.
Язык. 1) На губернских и уездных съездах и собраниях каждый имеет право говорить на языке польском или русском (малороссийском). 2) все лица, служащие по судебной части, должны знать языки польский и русский (малороссийский). В делах гражданских суд производится на том языке, на каком представлен иск, в делах уголовных - на таком, на каком свободнее объясняется подсудимый. 3) в школе чтения производятся на таком языке, каким говорит большинство слушателей, так например, на Волыни, Подолии и Украине в низших школах следует читать по-малороссийски, кроме того, можно учить грамоте русской и польской. В средних учебных заведениях, где большинство учеников в настоящее время поляки, чтения должны производиться на польском языке (разумеется, если в каком-нибудь среднем заведении, например, в гор.Киеве, большинство учеников малороссы, чтение производится на малороссийском). В высших учебных заведениях, например в Киевском университете, каждый профессор может читать по-российски, по-польски или по-малороссийски; слушатели при окончательных экзаменах отвечают на каком хотят наречии. Желающие поступить в государственную службу в Западном крае должны доказать, что знают наречия, на которых говорят в этом крае.
Религия. Каждый имеет право принадлежать восточному или западному вероисповеданию. Правительство равно покровительствует обоим. Вероисповедание детей, родившихся от смешанных браков, определяется по добровольному соглашению между родителями
Вот условия, необходимые для того, чтобы мыслящая часть людей в Западном крае заодно действовала с правительством.

Comments

( 50 comments — Leave a comment )
intent_reader
Oct. 5th, 2014 07:48 am (UTC)
Абсолютно наобум лазаря: Ф.И. Тютчев или кто-то из его современников схожего рода занятий (то есть дипломат, а не поэт, я имею в виду, разумеется :))?
naiwen
Oct. 5th, 2014 07:54 am (UTC)
а что, это похоже по взглядам на Тютчева? (я не очень знаю о его общественно-политических взглядах, но вроде он более консервативен, нет?)
(no subject) - intent_reader - Oct. 5th, 2014 08:12 am (UTC) - Expand
(no subject) - naiwen - Oct. 5th, 2014 08:13 am (UTC) - Expand
(no subject) - intent_reader - Oct. 5th, 2014 08:16 am (UTC) - Expand
(no subject) - naiwen - Oct. 5th, 2014 08:17 am (UTC) - Expand
(no subject) - intent_reader - Oct. 5th, 2014 08:24 am (UTC) - Expand
(no subject) - naiwen - Oct. 5th, 2014 10:56 am (UTC) - Expand
naiwen
Oct. 7th, 2014 07:13 pm (UTC)
ну как, не удивила? :)
(no subject) - intent_reader - Oct. 7th, 2014 07:47 pm (UTC) - Expand
tin_tina
Oct. 5th, 2014 09:11 am (UTC)
У меня, наверное, глупое предположение получиться, но удивила весьма странная для Западного края и официального панславизма заинтересованность "малороссийским языком" и Киевом. Не происходил ли автор из бывших кирилло-мефодиевцев? В некоторые периоды жизни нечто похожее мог написать П.Кулиш, правда, нет гарантии, что он в точности так думал.
naiwen
Oct. 5th, 2014 10:57 am (UTC)
Интересная версия, но комментировать пока не буду :)
(no subject) - tin_tina - Oct. 5th, 2014 10:57 am (UTC) - Expand
(no subject) - naiwen - Oct. 6th, 2014 01:53 am (UTC) - Expand
(no subject) - tin_tina - Oct. 6th, 2014 06:39 am (UTC) - Expand
(no subject) - naiwen - Oct. 6th, 2014 04:31 pm (UTC) - Expand
(no subject) - tin_tina - Oct. 6th, 2014 04:36 pm (UTC) - Expand
(no subject) - naiwen - Oct. 6th, 2014 04:40 pm (UTC) - Expand
(no subject) - tin_tina - Oct. 6th, 2014 04:43 pm (UTC) - Expand
(no subject) - naiwen - Oct. 6th, 2014 04:48 pm (UTC) - Expand
(no subject) - tin_tina - Oct. 6th, 2014 04:53 pm (UTC) - Expand
(no subject) - naiwen - Oct. 6th, 2014 04:54 pm (UTC) - Expand
naiwen
Nov. 3rd, 2014 11:14 am (UTC)
кстати (вот специально нашла этот пост) читала тут одни мемуары, убедилась в том, что Сераковский и с Кулишем тоже должен был быть знаком - вокруг тогдашних либеральных изданий - украинской "Основы" и польского "Слова" крутится одна и та же компания литераторов и публицистов, все эти крутятся в одних и тех же литературных салонах и все знают друг друга, конечно.
(no subject) - tin_tina - Nov. 3rd, 2014 02:16 pm (UTC) - Expand
(no subject) - naiwen - Nov. 3rd, 2014 05:29 pm (UTC) - Expand
(no subject) - tin_tina - Nov. 3rd, 2014 05:37 pm (UTC) - Expand
(no subject) - naiwen - Nov. 3rd, 2014 05:44 pm (UTC) - Expand
(no subject) - tin_tina - Nov. 3rd, 2014 05:55 pm (UTC) - Expand
(no subject) - naiwen - Nov. 3rd, 2014 06:03 pm (UTC) - Expand
(no subject) - tin_tina - Nov. 3rd, 2014 06:04 pm (UTC) - Expand
(no subject) - naiwen - Nov. 3rd, 2014 06:05 pm (UTC) - Expand
(no subject) - naiwen - Nov. 4th, 2014 02:03 pm (UTC) - Expand
(no subject) - tin_tina - Nov. 4th, 2014 02:16 pm (UTC) - Expand
ilnur
Oct. 5th, 2014 12:17 pm (UTC)
На современные расклады я это назвал бы, пожалуй, разновидностью регионализма.
naiwen
Oct. 5th, 2014 12:21 pm (UTC)
Антон, можешь привести пример? Я не совсем понимаю, что имеется в виду.
(no subject) - ilnur - Oct. 5th, 2014 12:28 pm (UTC) - Expand
indraja_rrt
Oct. 5th, 2014 01:45 pm (UTC)
Писал это человек, не имеющий малейшего представления о "жмудинах", так что "не наш" :), но имеющий отношение к польской политической культуре (раз у него в Швейцарии "сейм"). И помирить всех хочет. Дальше не знаю - интересно будет узнать.
naiwen
Oct. 5th, 2014 06:46 pm (UTC)
ты бы определила автора в качестве кого? консерватора, либерала, радикала? государственника? националиста?

Edited at 2014-10-05 06:46 pm (UTC)
(no subject) - indraja_rrt - Oct. 5th, 2014 07:02 pm (UTC) - Expand
(no subject) - naiwen - Oct. 5th, 2014 07:03 pm (UTC) - Expand
naiwen
Oct. 7th, 2014 07:13 pm (UTC)
ну как, не удивила? :)
(no subject) - indraja_rrt - Oct. 7th, 2014 07:32 pm (UTC) - Expand
(no subject) - naiwen - Oct. 8th, 2014 01:57 am (UTC) - Expand
(no subject) - indraja_rrt - Oct. 8th, 2014 07:55 pm (UTC) - Expand
(no subject) - naiwen - Oct. 9th, 2014 01:38 am (UTC) - Expand
(no subject) - indraja_rrt - Oct. 9th, 2014 05:33 am (UTC) - Expand
fredmaj
Oct. 5th, 2014 08:40 pm (UTC)
Скалон какой-нибудь или Капнист?
О, слушай, а не Розен ли это?

Edited at 2014-10-05 08:41 pm (UTC)
naiwen
Oct. 6th, 2014 01:39 am (UTC)
Гм, а почему тебе именно такие мысли пришли в голову? :)
И, кстати, какая мотивация у Розена рассуждать о судьбах Западного края? Из абстрактной жажды справедливости?
Что касается Капниста - мне кажется, что по стилю текста видно, что он более позднего времени.
Но интересен ход твоей мысли!

Edited at 2014-10-06 02:12 am (UTC)
kurt_bielarus
Oct. 7th, 2014 08:43 pm (UTC)
Кто-то польско-украинского происхождения :)
naiwen
Oct. 8th, 2014 01:48 am (UTC)
да :) но вы уже опоздали, я уже вывесила ответ :)
( 50 comments — Leave a comment )

Profile

девятнадцатый век 2
naiwen
Raisa D. (Naiwen)

Latest Month

June 2019
S M T W T F S
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30      

Tags

Powered by LiveJournal.com