?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Ниже - отрывок из известного исторического документа (впрочем, известен он, наверное, только специалистам).
Без поисковиков (впрочем, я подозреваю, что текста нет в сети, даже не проверяла) определите, кто автор документа и когда он написан. Впрочем, если не можете назвать точно автора, то хотя бы назовите, из какой среды вышел документ, когда и по какому поводу, и как бы вы в тогдашних (а также - еще интереснее! - сегодняшних) терминах определили общественно-политическую позицию автора?
(когда я потом напишу ответ - кто-то, возможно, удивится, возмутится или обрадуется?)

Итак
"... В Западном крае, как мы сказали, сходятся и встречаются две цивилизации, две народности. Как провести пограничную черту между ними?
Вильно, бесспорно, связано интересами и симпатиями с Варшавой, но оно связано также с Киевом: каждый польский ребенок знает, что в тысячные годы после рождества Христова виновник могущества Польши, Болеслав Храбрый, был покровителем Киева.
Между тем, Киев связан также внутренними, духовными узами с Москвою, и потому Вильно, имея обеспеченное свободное развитие, если бы ему предложено даже было соединиться с Варшавой, само не захочет этого сделать, чтобы не прерывать связи с Киевом, от которого не может отречься Москва.
Итак, Киев и Вильно могут служить гораздо более прочными связями союза Москвы с Варшавой, чем теперь крепости и цитадели (разумеется, что здесь слова Киев и Вильно не следует принимать буквально: под словом Вильно мы разумеем ту часть Западного края, которая теснее связана с Польшей, под словом Киев - ту часть, которая тяготеет, так сказать, к России, но так как эти части Западного края, несмотря на противоположные стремления, все-таки тесными внутренними узами связаны между собою, то, имея обеспеченное развитие, они могут служить самой надежной связью России с Польшей).
Мы сказали, что в Западном крае встречаются две цивилизации, две народности. Мы знаем, что подобные встречи обыкновенно причиняют борьбу.
Но можем также указать примеры совершенно противного: в Швейцарии по числу душ преобладает значительно народность германская, после нее занимает второе место народность французская, наконец, является самая незначительная числительно - итальянская; и между тем, все эти три народности нимало не враждуют между собою. Почему? Потому что все они имеют совершенно равные права. Все три языка: немецкий, французский и итальянский считаются государственными; так, например, каждый депутат на сейме имеет право говорить на одном из этих языков. Перед трибуналами каждое слово произносится на таком языке, на каком учиняется иск, в школе преподавание происходит на том языке, на каком говорит большинство слушателей. Последователи реформатской, лютеранской и римско-католической церкви имеют совершенно одинаковые права.
Примените те же начала к Западному краю и вы увидите, какие огромные будут от того последствия. Вы увидите, что величайшие затруднения сами собою разрешатся.
Рассмотрим каждый пункт отдельно.
Язык. 1) На губернских и уездных съездах и собраниях каждый имеет право говорить на языке польском или русском (малороссийском). 2) все лица, служащие по судебной части, должны знать языки польский и русский (малороссийский). В делах гражданских суд производится на том языке, на каком представлен иск, в делах уголовных - на таком, на каком свободнее объясняется подсудимый. 3) в школе чтения производятся на таком языке, каким говорит большинство слушателей, так например, на Волыни, Подолии и Украине в низших школах следует читать по-малороссийски, кроме того, можно учить грамоте русской и польской. В средних учебных заведениях, где большинство учеников в настоящее время поляки, чтения должны производиться на польском языке (разумеется, если в каком-нибудь среднем заведении, например, в гор.Киеве, большинство учеников малороссы, чтение производится на малороссийском). В высших учебных заведениях, например в Киевском университете, каждый профессор может читать по-российски, по-польски или по-малороссийски; слушатели при окончательных экзаменах отвечают на каком хотят наречии. Желающие поступить в государственную службу в Западном крае должны доказать, что знают наречия, на которых говорят в этом крае.
Религия. Каждый имеет право принадлежать восточному или западному вероисповеданию. Правительство равно покровительствует обоим. Вероисповедание детей, родившихся от смешанных браков, определяется по добровольному соглашению между родителями
Вот условия, необходимые для того, чтобы мыслящая часть людей в Западном крае заодно действовала с правительством.

Comments

naiwen
Nov. 3rd, 2014 05:29 pm (UTC)
Дело в том, что во время ссылки на Оренбургской линии Сераковский лично не был знаком с Шевченко - они только переписывались и передавали друг другу приветы от общих знакомых (Оренбургская линия большая и ссыльные были разбросаны по разным местам, одни уезжали - другие приезжали). Вживую познакомились они уже в Петербурге.
Ага, Михаил Драгоманов - к тому же племянник члена общества Соединенных славян Якова Драгоманова (в 1825 году - прапорщик Полтавского пехотного полка), был осужден военным судом при 1-й армии на краткосрочное тюремное заключение, переведен в другой полк, вскоре вышел в отставку и жил под полицейским надзором. В тридцатые годы публиковал стишки (романтически-унылые, могу поцитировать - их есть у меня) :)
Интересно, что Михаил Драгоманов в эмиграции в более поздние годы был одним из хранителей архива "Народной воли" - хотя, по-видимому, не одобрял террористистических методов борьбы. Где-то в эмигрантской прессе живет его очерк о народовольце Николае Суханове ("Обаяние энергии"), который я в свое время днем с огнем искала - но так в российских библиотеках и не нашла.
tin_tina
Nov. 3rd, 2014 05:37 pm (UTC)
Да, я имела в виду петеружские времена, не раз замечала, что Шевченко был лично знаком со всеми хоть сколько-нибудь известными в обществе людьми. Возможно, за счет общих петербуржских салонов :-). Но у него такие знакомые находились всюду, от Нижнего Новгорода и до Вильно.

История семьи Драгмановых более-менее известна, но вот о его причастности к Народной Воле я не слышала. Казалось бы, его должны инетересовать совсем другие вещи, да и реально интересовали.
naiwen
Nov. 3rd, 2014 05:44 pm (UTC)
Я при случае поищу то, что мне раньше попадалось, сдается мне, он был знаком с Лавровым и приятельствовал с ним уже в эмиграции, хотя они и расходились во взглядах - так может поэтому. Боюсь сейчас наврать.
tin_tina
Nov. 3rd, 2014 05:55 pm (UTC)
Я была бы очень благодарна! Он мне интересен и сам по себе, но еще больше из-за людей, на которых он имел сильное влияние. Та же Лариса Косач или Иван Франко.
naiwen
Nov. 3rd, 2014 06:03 pm (UTC)
Я вот Ларису Косач не знаю :)
это будет следующий пробел в моем образовании, который когда-то надо ликвидировать.
tin_tina
Nov. 3rd, 2014 06:04 pm (UTC)
Она же Леся Украинка :-)
naiwen
Nov. 3rd, 2014 06:05 pm (UTC)
А :)
не сообразила :(
naiwen
Nov. 4th, 2014 02:03 pm (UTC)
вот тут мемуары Бурцева (эсера) и в них немного есть про Драгоманова:
http://krotov.info/library/02_b/ur/zev_02.htm
tin_tina
Nov. 4th, 2014 02:16 pm (UTC)
Спасибо!

Profile

девятнадцатый век 2
naiwen
Raisa D. (Naiwen)

Latest Month

June 2019
S M T W T F S
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30      

Tags

Page Summary

Powered by LiveJournal.com