?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

но обычно все-таки не собираю про него материалы целенаправленно: хотя бы потому, что их очень много и просто невозможно всем этим еще заниматься (а еще я совсем недавно прочитала "Пролог" и все собираюсь написать отзыв, но никак не соберусь - а между тем оно прекрасно и актуально).

Но вот эту прекрасную цитату не могу не перепечатать: оно очень смешно и позитивно. Из воспоминаний члена Ишутинского кружка П.Николаева, отбывавшего каторгу вместе с Чернышевским в Александровском заводе:

"Н.Г. обладал замечательным умением говорить с простыми людьми, находя надлежащие, идущие прямо к сердцу и уму чутких людей слова. Приведу один случай, доказывающий это. Дело было уже во время пребывания его в нашем замке, не в "полиции", а в "контроре" в среде ссыльных поляков... Население "конторы" состояло преимущественно из простолюдинов, городских рабочих и особенно много было жмудинов, полукрестьян-полупанков. Народ этот был отчаянно патриотический и страстные католики. В особенности они ненавидят интеллигенцию, которая, по словам их учителей-ксендзов, погубила "справу" и "отчизну"; как только подойдет эта фанатическая полуголодная толпа, так и раздаются крики: "бей академиков".
До нашего приезда было довольно много историй в этом роде. Рассказывать о них я считаю здесь ненужным, так как к Чернышевскому они отношения не имеют. В особенности эта польская "черная сотня", подстрекаемая ксендзами, ненавидела социалистов. А тут и момент особенно подошел. Дело происходило во время разгрома французской армии и во время Коммуны. Поляки (и даже не одна чернь, а и паны) долго не верили известиям о поражении и низложении Наполеона (тут суть в том, что во времена Январского восстания у польского патриотического лагеря была сильная ориентация на французское правительство и повышенные надежды на то, что Наполеон, дескать, обязательно поможет - РД). Помню одного комического старозаветного пана, человека лет 50-70, в халате и ермолке (наверное, в конфедератке - РД) и с длинным чубуком в руках, с комической серьезностью уверявшего меня, что это "все русские газеты врут". Только когда получили известие о Седане, он вдруг поверил: чубук выпал из его дрожащих рук, он упал на койку и зарыдал, как ребенок, и сквозь рыдания слышались выкрикивания "отчизна пропала".
Н.Г. такая даже компания любила и уважала: с каким-то удивительно трогательным доверием они относились к нему и умели и щадить, и беречь его, с поразительной только простолюдину свойственной деликатностью избегая всего, что могло бы огорчить или взволновать "пана Чернышевского". И, несмотря на такое прекрасное отношение, в один прекрасный вечер, когда Чернышевский писал в своей комнатке, к нему ввалилась подвыпившая толпа человек в 15 с дикими криками: "Пане Чернышевский, ведь правда, что коммунисты мерзавцы, что они продали свою родину немцу и их бить надо?" Чернышевский вскочил со стула, единственного в комнате, и первым делом стал успокаивать бедных обманутых, ласково трепля их по плечу и стараясь усадить всех на кровать и единственный стул. И мило, и смешно было видеть его в такие минуты. А потом он заговорил приблизительно так:
- Ведь вы-то любили свою родину? Вы за нее, за ее свободу даже дрались... И вот вас сослали в Сибирь... А у вас там, в Польше-то, жены остались, дети малые. Ведь они там страдают... И за вас, и за себя страдают... Пожалуй, с голоду умирают... А сколько детишек-то бедных умерло...
- Ох, правда, правда, пане. - И среди взволнованной толпы раздались кое-где всхлипывания.
- Ну, да то родина, - продолжает Н.Г. - А ведь и без войны сколько муки-то бывает. Работаете, работаете, а все голодаете, и жены, и дети не накормлены. А кто из вас на работе свалится, пропадет - случается и так - куда сиротам деваться?
- Правда, правда, пане Чернышевско! - уже почти рыдает толпа.
- Ну, так вот, коммунисты-то... чего они хотят? Они также, как и вы, дрались за свободу свою, за свою родину... Вы вот песню поете: о, честь вам, панове прелаты, за нашу неволю, кайданы (кандалы - РД). О чем вам, магнаты, за край наш, весь кровь облитый, - поете ведь? (это песня Густава Эренберга, основателя "Общества Святого Креста": "свентокжишцы" и Эренберг, про которого говорили, что он внебрачный сын Александра I, чему вроде даже имеются документальные подтверждения, и его песня, заслуживают когда-нибудь отдельного рассказа - РД)
- Так, так, так.
- Ну, и у коммунистов тоже были такое панове и прелаты, и их край был кровью облитый... А чего они хотели? Только того они хотели, чтобы так устроить жизнь, чтобы жены и бедные детишки не мучились, чтобы лишнего горя у людей не было. Ну, вот и рассудите, подлецы ли они, следует ли их бить за то, что они и своих, и чужих деток жалеют? Их побили и ссылают, это правда. Так ведь и вас тоже побили и сослали. А женам и детям по-прежнему плохо живется и тяжело умирается...
Толпа уже не всхлипывает, а рыдает... И, уходя от Н.Г., унеся с собой не ясную еще, но уже зародившуюся мысль, что дело-то, пожалуй, совсем не так, как им ксендзы и паны говорили, что коммунисты добро людям хотели делать. Не стал бы пан Чернышевский за них заступаться, если бы это не было так".

(Мораль: каша в головах у людей не в наши дни зародилась) :))

А вот еще прекрасная цитата из той же эпохи, на этот раз персонаж - поэт и публицист-шестидесятник Михаил Илларионович Михайлов, сосланный на каторгу по процессу о распространении прокламаций и вскоре на каторге скончавшийся. Вот как рассказывает об этом ссыльный участник Январского восстания Людвик Зеленка (настоящее имя Адольф Янковский):
"В Тобольске в честь Михайлова был дан огромный бал. К моменту прибытия Михайлова из тюрьмы в зале собрания портрет царя был снят, а на его место повешены портреты Герцена и Огарева, над ними в форме гирлянды помещены кандалы Михайлова, снятые с его ног. Бал был великолепный, народу было много, каждый старался хотя бы на минуту приблизиться к этому великому мученику, женщины по кусочкам разобрали кандалы, из которых впоследствии сделали кольца, браслеты, брошки. Михайлову же на память подарили миниатюрные золотые кандалы, украшенные драгоценными камнями..."

Мда, интересно, на основании каких разрешений вся эта вакханалия производилась :)) и отдельно нельзя не заметить, что производство ювелирных украшений из кандалов изрядно продвинулось со времен декабристов за прошедшие тридцать-сорок лет :))

Цит. по: "Участники польского восстания 1863-1864 гг. в Тобольской ссылке". Тюмень, 1969

Comments

( 13 comments — Leave a comment )
van_der_moloth
Mar. 7th, 2015 06:09 pm (UTC)
"полукрестьян-полупанков"
Нет, я, конечно понял, что автор имеет в виду, но очень не сразу...
А жаль, крестьяне-панки в моем воображении были более колоритными.
naiwen
Mar. 7th, 2015 06:13 pm (UTC)
Крестьяне-панки - это было бы хорошо, да :))
но я плотно сижу на этой тематике и уже раньше несколько раз писала о некоторой специфике дворянства западных губерний, так что я, конечно, понимаю, о чем тут речь: низовые слои западной шляхты зачастую были только по документам дворяне, а реально образом жизни мало чем отличались от крестьян, образовывались целые деревни таких полукрестьян-полушляхтичей. Царское правительство с особенным наслаждением воевало с этой социальной прослойкой (особенно после каждого очередного восстания) - и ссылали целыми деревнями, и дворянских документов лишали. Но они все равно плодились быстрее :))
kot_kam
Mar. 7th, 2015 08:45 pm (UTC)
+100! Минуты две соображал. ;-)
indraja_rrt
Mar. 7th, 2015 06:30 pm (UTC)
Трогательно...
naiwen
Mar. 7th, 2015 06:51 pm (UTC)
очень смешно. И очень соответствует Чернышевскому - как раз вот такому, как он сам себя описывает в "Прологе". Не боится смеяться над самим собой, и над своими друзьями тоже...
dinni
Mar. 7th, 2015 08:13 pm (UTC)
Какая прекрасная история :-)
o_aronius
Mar. 7th, 2015 08:30 pm (UTC)
на основании каких разрешений
Как писали Короленко и не только, провинциальные власти долгое время относились к политическим с уважением и опаской - возможно, помня, как в 18 веке некоторые "репрессированные" возвращались на Олимп.
naiwen
Mar. 8th, 2015 04:51 am (UTC)
Re: на основании каких разрешений
Ну то, что провинциальные власти вообще, как правило, не были склонны гнобить политических - это давно известно, я тоже об этом регулярно пишу.
Но тут уж как-то очень откровенно :))
helce
Mar. 8th, 2015 11:13 pm (UTC)
Интересно, они не принимали Чернышевского за "своего", в смысле, за поляка, из-за его фамилии?
А ты, когда была в Саратове, была в музее-усадьбе Чернышевского?
naiwen
Mar. 9th, 2015 04:19 am (UTC)
Наверняка нет. Хотя российская бюрократия того времени в какой-то момент решила, что все фамилии на -ский подозрительные: http://naiwen.livejournal.com/441068.html но вообще-то тип священнических фамилий заметен и выделяется. А водораздел в основном определяли по вероисповеданию, а не по фамилии.
В музее не была, я ведь вообще в Саратове нигде не была, только в лесу :)) не ходила я у вас по музеям, увы. Вдруг еще когда-нибудь исправлю это упущение. Но скорее доеду до Самары, чем до Саратова, потому что в Самаре у нас филиал.
elena_2004
Mar. 16th, 2015 06:55 am (UTC)
спасибо,любопытная история
можно скопировать?
ссылка на ваш журнал обязательно будет
naiwen
Mar. 16th, 2015 05:44 pm (UTC)
раз пост открытый, значит, естественно, его копировать можно.
elena_2004
Mar. 17th, 2015 06:00 am (UTC)
спасибо
( 13 comments — Leave a comment )

Profile

девятнадцатый век 2
naiwen
Raisa D. (Naiwen)

Latest Month

June 2019
S M T W T F S
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30      

Tags

Powered by LiveJournal.com