?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

...Этот пост я давно обещала Нине Тян nina_tian – и, в принципе, не знаю, когда бы еще его сделала, но меня спровоцировали обсуждения у Хэлки Ровенион по поводу революции 1905 года, вот эти:
http://rovenion.livejournal.com/1230552.html
http://rovenion.livejournal.com/1231227.html

Итак, как раз недавно отметили юбилей одного из наиболее ярких эпизодов революции 1905 года – июньского восстания в Лодзи. Обычно я не пишу постов про 1905 год, это уже не мой период, и я тут не являюсь специалистом. Поэтому просто перевела пару статеек из польских исторических журналов, подсократила и скомпоновала с небольшими комментариями.

Известия о Кровавом воскресенье (у нас обычно известная дата 9 января, в польской историографии, соответственно, указывают по новому стилю – 22 января) быстро раскатились по всей империи. Одними из первых всколыхнулись земли бывшего Царства Польского – ныне стыдливо именуемого «Привисленскими губерниями». Польские территории были, с одной стороны, одними из наиболее экономически развитых в империи – с другой стороны, тянули за собой целый клубок нерешенных с девятнадцатого века национальных и социально-экономических проблем. «Западный край», замиренный в 1860-е годы грубой военно-полицейской силой, продолжал управляться в том же ключе. Здесь по политическим соображениям не были проведены многие важнейшие реформы – в первую очередь земская (соответственно не было и тех хотя бы минимальных возможностей для легальной социальной активности, которые были в российских губерниях). На территории региона стояли усиленные военные гарнизоны. Вся система образования подверглась жесточайшей русификации. Цензурные условия были еще жестче по сравнению с остальной империей. Наряду с «польским вопросом», на повестке дня стоял «еврейский вопрос» - все эти земли включались в зону «черты оседлости», в крупных городах еврейское население составляло до 30%, а порой и до 50% населения и в массе своей жило в ужасающей нищете. Фабричная Лодзь активно развивалась во второй половине девятнадцатого века и к началу двадцатого была крупнейшим центром текстильной промышленности не только на территории края, но и всей империи. Экономический кризис, вызванный войной, привел к концу 1904 года к массовым увольнениям, около 100 тысяч человек остались без работы. Имевшие работу работали на износ: рабочий день в промышленности длился в то время около 12 часов в Варшаве, около 12-14 часов в Лодзи и провинции, а на мелких и ремесленных предприятиях - 14-16 часов. Женщины получали зарплату на 30-50% меньше мужчин.

… Как известно, на плотно завинченной крышке долго усидеть невозможно…

… Уже 26 января (по новому стилю – далее все даты привожу по новому стилю – РД) в Лодзи и окрестностях началась забастовка. На следующий день бастовало уже 70 тысяч рабочих, к которым присоединились ремесленники, трамвайщики, извозчики, железнодорожники, печатники, мелкие торговцы и др. Были закрыты магазины, рестораны, театры, прекратили выходить газеты. В субботу 28 января в городе бастовало уже 100 тысяч человек. В основе первых выступлений были требования экономические: улучшение условий труда на фабриках, 8-часовой рабочий день, установление минимальной заработной платы, равной для мужчин и женщин, оплата медицинских страховых касс, запрет на использование детского труда и др. К этому списку быстро присоединились требования национальные и политические: введение национальной автономии, демократических свобод, равенство национальностей и вероисповеданий, выборное представительство, прекращения русификации школ, ликвидация цензуры, амнистия для политических осужденных. Выступления рабочих были поддержаны левыми партиями: ППС (Польской социалистической партией), Социал-демократией Королевства Польского и Литвы и еврейским Бундом.
(ППС – польские социалисты, наследники прежней народнической партии «Пролетариат» 1880-х годов, в некотором роде аналог русских эсеров, только с национальным уклоном – и также, как и эсеры, практиковали среди прочего террористические методы борьбы. Лидером ППС с какого-то времени стал Юзеф Пилсудский – будущий маршал, диктатор и руководитель польского государства после становления независимости. Социал-демократия Королевства Польского и Литвы впоследствии частично – во главе с известным Феликсом Дзержинским – слилась с русскими большевиками. Бунд – он и есть Бунд, еврейская не-сионистская партия умеренной реформистской социал-демократической направленности – РД)

Первые демонстрации происходили мирно. Через улицы города шествовали многотысячные манифестации, на улицах и площадях проходили собрания и митинги, на которых социалисты произносили речи и раздавали открытки (здесь заметим, что до этого времени социалисты не были слишком популярны в польском обществе, наиболее активной партией на тот момент была Национально-демократическая - праворадикальная националистическая партия во главе с Романом Дмовским. «Нацдемы» также провозглашали лозунги автономии, национального образования и некоторых политических свобод -РД). Полиция разгоняла митинги, но в первые дни не прибегала к оружию. Обстановка накалилась 1 февраля, когда войска атаковали рабочих, собравшихся перед одной из крупных фабрик. Вскоре на Рокичинском шоссе была выстроена баррикада, чтобы обороняться от казаков. Это была первая баррикада в период революции.




В тот же день дошло до столкновения многотысячных рабочих толп с войсками. Всего за эти первые дни революции было убито, по разным данным, от 11 до 19 человек, а около 100 были ранены. Вслед за Варшавой и Лодзью остановились предприятия в Радоме, в Люблине и других городах. Повсюду рабочих избивали, а власти объявляли чрезвычайное положение. Однако на многих предприятиях рабочим удалось добиться улучшения условий труда и его оплаты. В феврале фабриканты провели совещание и сократили рабочий день до 10 часов и подняли рабочие зарплаты. Волна массовых забастовка закончилась в феврале, но локальные выступления с выдвижением экономических требований продолжались.

Школьная забастовка началась практически одновременно с забастовкой рабочих, однако длилась значительно дольше. На требования молодежи, выступавшей не только за введение обучения на польском языке, но и за отмену шпионской системы, слежки за учениками, власти ответили репрессиями: исключали, арестовывали учеников и закрывали школы. Однако в конце концов власти пошли на небольшие уступки: в частности, впервые за многие годы было разрешено начальное обучение в сельских школах на польском языке. В регионе усиливалось и крестьянское движение: крестьяне выступали против крупных земельных собственников, за улучшение условий труда батраков, за развитие крестьянского самоуправления и введение польского языка в делопроизводство сельской администрации. Хотя стачки прекратились, начиная с апреля - мая непрерывно проводились боевые акции ППС. Они были направлены против особо ненавистных чиновников царского аппарата власти, провокаторов и предателей. Революция охватывала все более широкие слои населения - весной 1905 года начали создаваться профсоюзы квалифицированных специалистов. В большинстве своем они требовали введения демократических свобод и провозглашения автономии в рамках единого государства. Они сотрудничали с подобными же организациями в России.



"Весна 1905 года". Картина Станислава Масловского

Новая волна протестов началась 1 мая. В этот день по призыву ППС бастовало 30 тысяч рабочих. Теперь борьбу возглавили социалистические партии: их члены готовили листовки и брошюры, организовывали шествия и митинги. 3 мая, в годовщину Конституции, жители Лодзи собрались перед костелом Святого Креста: причудливое сочетание экономических, политических и национальных требований привело к тому, что манифестанты рядом пели религиозно-патрический гимн «Боже, который Польшу…» и пролетарский «Красное знамя». Обстановка с каждым днем накалялась. 26 мая состоялись похороны рабочего Яна Грабчиньского, застреленного казаками перед фабрикой Грохмана. В траурной манифестации участвовало 50 тысяч жителей – это было первое торжественное захоронение рабочего, павшего во время революции. 30 мая фабриканты Лодзи обратились к русскому генерал-губернатору с просьбой о военной поддержке. К середине июня ежедневно бастовали 15-30 тысяч рабочих. В этот период основным лозунгом бастующих стало рабочее самоуправление на фабриках.

В воскресенье 18 июня в лесу возле города проходила маевка, организованная социалистами. Вечером в Старом Городе возвращающихся рабочих атаковали казаки и драгуны. В уличном столкновении погибло то ли пять, то ли десять человек. Спустя два дня похороны жертв вновь вылились в 50-тысячную манифестацию. Следующая демонстрация была вызвана слухами о том, что часть жертв были скрыты и похоронены тайно: через день на улицы вышли еще 70 тысяч человек. В одном из районов казаки атаковали толпу – в результате погибли 21 человек.
В ответ на это убийство социалистические партии объявили всеобщую забастовку. С утра 22 июня начались нападения на полицию и жандармов. Вечером на улицах выросли первые баррикады, которые продолжили строить и на следующий день. Всего в городе было построено свыше 100 баррикад, на которых сражались плечом к плечу поляки, евреи, немцы (которых также было много среди рабочих и ремесленников города), сторонники разных политических партий. Лишь немногочисленные защитники имели револьверы или смогли добыть оружие, большинство было вооружено камнями, кирпичами и проч. Из окон жители выливали на головы казаков кипяток, кислоту и нечистоты. В городе закрылись все фабрики и мастерские. До позднего вечера в городе продолжались ожесточенные бои. В сражающийся город были стянуты, кроме казачьих войск, 6 пехотных полков и подразделения кавалерии. Историки подчеркивают, что борьба рабочих носила в основном стихийный самостоятельный характер: руководство политических партий в целом понимало, что столкновение с войсками не принесет успеха, но им не удалось остановить рабочих.

Часть баррикад была разрушена уже через несколько часов. Однако последние баррикады держались до 24 июня. В результате уличных боев по официальных данным погибло 151 человек – среди них 55 поляков, 79 евреев и 17 немцев (по неофициальным данным погибло до двух тысяч), еще от 200 до 2000 человек (по разным данным) были ранены. В этот день Николай II подписал указ о введении в Лодзи и округе военного положения. На основании этого документа начались аресты и репрессии против жителей города. Национально-демократическая партия и католическая церковь встали на сторону правительства. Боевые отряды эндеков, также частично состоящие из рабочих, помогали правительственным войскам разоружать и арестовывать повстанцев.

Восстание в Лодзи нашло широкий отклик не только в Царстве Польском, но и в России. Стачки в поддержку рабочих Лодзи и протестные акции прокатились по всей стране.

Когда в августе был провозглашен царский манифест о созыве Государственной Думы, в Царстве Польском лишь нацдемы восприняли его как определенную уступку. Социалисты объявили бойкот выборам. Усиленные репрессии в условиях военного положения на время снизили накал рабочего движения. Через три месяца, 30 сентября в Лодзи двумя боевиками ППС был застрелен крупный фабрикант Юлиуш Карл Кунитцер, известный своими притеснениями против рабочих (но парадоксально также один из крупнейших лодзинских филантропов). Один из боевиков, 23-летний рабочий Адольф Шульц, был пойман и вскоре казнен, второму террористу удалось скрыться. С этого времени борьба возобновилась. Сначала забастовали железнодорожники, к которым присоединились работники некоторых фабрик. 30 октября на улицы Лодзи вышло свыше 100 тысяч людей - рабочие, журналисты, актеры, почтовые работники – с лозунгами национальной автономии, политических свобод и улучшения условий труда. В восстании, забастовках и манифестациях принимали участие женщины: из числа погибших по официальным данным было 30 женщин, в том числе работниц, участвовавших в еврейском социалистическом движении. Самой старой среди погибших женщин была 75-летняя старуха Марианна Вальчак, а самой юной – 15-летняя Анна Мадалиньская.

Протесты и забастовки продолжались в Лодзи до середины 1906 года, ответом были массовые увольнения. Однако, несмотря на поражение, все-таки борьба рабочих в Лодзи и других городах принесла определенные плоды и уступки. На многих предприятиях был официально установлен 10-часовой рабочий день, была улучшена охрана труда, создавались больничные кассы. Организовались десятки независимых профсоюзов, политические представительства немецкой и еврейской общины, культурно-просветительские движения. Была смягчена политика русификации школ и политическая цензура. Социалисты завоевали вес и влияние в обществе. Рабочие почувствовали себя политической силой, способной бороться за свои права. Опыт борьбы в Лодзи был впоследствии использован Пилсудским при создании легионов, сыгравших важную роль в борьбе за независимость (ну, я не люблю Пилсудского, но уж как есть). А десятилетия спустя этот же опыт был вновь использован и переосмыслен «Солидарностью», в том числе в борьбе рабочих Гданьска и других мест.



Памятник жертвам революции 1905 года в Лодзи


В конце статьи, которую я использовала, автор делает приятно неожиданный для новейшей польской историографии вывод: можно, конечно, не любить революции, можно не быть сторонником левых идеологий. Но нельзя и обесценивать борьбу рабочих в Лодзи, благодаря – в том числе – которой мы сегодня имеем многие вещи, которые так привычны в нашей реальности, что уже почти не замечаются. Например, 8-часовой рабочий день или элементарную охрану труда. Я должна сказать, что я на 255% согласна с тем, что написал в дискуссии у Хэлки Ровенион историк Михаил Шрайбман shraibman, например вот в этом комментарии: http://rovenion.livejournal.com/1231227.html?thread=25630843#t25630843

Меня всегда безмерно удивляют люди, которые борются с прогрессом в интернете, сидя перед экранами мониторов и с мобильником в кармане. Примерно столь же нелепо, на мой вкус, выглядят люди, которые возмущаются революционной борьбой, живя в обществе, в котором пользуются оплачиваемыми отпусками и больничными, правом на всеобщее образование, в котором существует хотя бы юридическое равенство, отсутствует национальная и социальная сегрегация, телесные наказания и вообще многие социальные достижения прошедших пары веков для нас сегодня кажутся такими же естественными и неотъемлемыми частями жизни, как мобильный телефон, не говоря уже об электрической лампочке. И хотите вы этого или нет, но почти все эти достижения оплачены упорной борьбой, человеческими судьбами и человеческими жизнями.

Comments

( 28 comments — Leave a comment )
nina_tian
Jul. 17th, 2015 06:59 pm (UTC)
Спасибо!
naiwen
Jul. 17th, 2015 08:04 pm (UTC)
пожалуйста :) сама просвещаюсь.
the_jubjub_bird
Jul. 17th, 2015 07:10 pm (UTC)
http://janpietrzak.pl/uploads/prasa/gazeta-polska.pdf - офф-топ - это статья про Яна Петжака и есть немного про песню Panie kontrolerze.
naiwen
Jul. 18th, 2015 05:39 pm (UTC)
спасибо!
А почему у меня комментарий не отобразился?
naiwen
Jul. 18th, 2015 06:04 pm (UTC)
а, поняла. Комментарий не отобразился потому, что в нем была ссылка, а ссылки жж почему-то не любит.
Ну там конкретно про эту песню говорится только то, что он ее написал после возвращения из Канады, и что она на основе подслушанного реального разговора. Вроде больше никаких подробностей. А так очень интересно, да.
el_d
Jul. 18th, 2015 04:56 am (UTC)
Как-то меня это всегда изумляло -
то тяжелое непонимание того, что
а) почти все современные социальные блага добыты насилием или организованной угрозой насилия (прямой или косвенной) - и существуют ровно пока вероятность применения этого насилия (экономического и физического) достаточно велика, чтобы о ней беспокоиться.
б) и что насилие (в том числе и революционное) само по себе вовсе не гарантирует появления неких благ, а в масштабах общества ведет к такому счету от мясника, что даже в удачных случаях арифметика выходит неприятная - а в умеренно или неумеренно неудачных (случай России, кстати, умеренно неудачный) сами потери становятся фактором, формирующим общество (в скверную и против исходной сторону).

С уважением,
Антрекот
naiwen
Jul. 18th, 2015 02:40 pm (UTC)
Re: Как-то меня это всегда изумляло -
извини, я не поняла - это было в поддержку того, что я написала или против?
Я-то, в общем, оппонировала конкретной реплике Больдога (да и многих других) насчет "с жиру бесятся". А ты кому и чему отвечаешь? Мифическому оппоненту, который призывает немедленно совершить всемирную пролетарскую революцию?
el_d
Jul. 18th, 2015 03:08 pm (UTC)
В некотором недоумении.
В поддержку. И в дополнение. Потому что мне кажется, что представление о том, как оно работает, потеряно, даже по сравнению с временами советской школы.

С уважением,
Антрекот
halszka_grodno
Jul. 18th, 2015 03:46 pm (UTC)
Re: В большом любопытстве:
.....Добрый вечер - хотя у Вас, полагаю, уже утро! :))) Вы утро над океаном на Восточном побережье встречаете или закат над Западным провожаете? :)))
.....Вопрос не по теме, но уж извините мою провинциальность интересов, мне он даже интереснее: какой пятнистый зверь у Вас на аватарке? Он большой? Живёт в лесу? И главное - очень-очень надеюсь, что из него антрекоты не делают.
.........................:-)
el_d
Jul. 18th, 2015 05:24 pm (UTC)
Зверя зовут тигровым кволлом,
он же куница сумчатая, размером он с крупную кошку, а питаться им - дело нервное, поскольку сам кволл на треть состоит из пасти и в пище (в отношении размеров ее) до крайности неразборчив.

С уважением,
Антрекот
halszka_grodno
Jul. 18th, 2015 06:05 pm (UTC)
It made my day!
.
СПАСИБО!! :))) -
- взаимно-Уважаемый Антрекот! [ Вы любите Сальвадора Дали? ;-)) ]

Мне на все текущие субботу-воскресенье делать в порядке приработка в семейную казну нуднейший перевод, масса приходится лезть-искать в интернет, и я, естественно, лезу время от времени на более интересные страницы. Знакомство с пятнистым кволлом - моя сегодняшняя главная интернет-радость, да и за неделю, думаю, тоже. It made my day! :)))

..........
Фотография нажимаема. Ещё раз спасибо!

А также, когда там будете, на вершине Горы Костюшко передайте этому месту поклон от Елены из Гродно, которая была уже в нескольких местах, связанных с нашим национальным героем, начиная с места его рождения в полесской Меречёвщине, а на пике его имени тоже побывать когда-нибудь мечтает; а также интересуется потрясающей биографией Павла Эдмунда Стшелецкого, название это давшего. И - приветы от меня всем Вашим знакомым кволлам!

На моей сейчас аватарке - улан Народной кавалерии Великого Княжества Литовского в рядах армии генерала Костюшко.
:-))
naiwen
Jul. 18th, 2015 04:49 pm (UTC)
Re: В некотором недоумении.
а, ну да. Остается вопрос о том, кто должен в первую очередь задумываться о счете от мясника - власть или общество.
el_d
Jul. 18th, 2015 05:32 pm (UTC)
Re: В некотором недоумении.
По нашим временам, так, видимо, всем приходится задумываться. Потому как последствия, в любом случае, первыми начнут расхлебывать самые слабые и социально незащищенные... По моему, предпредыдущий случай (1917-22) с его счетом на не то на 11-12, не то на 15 миллионов инфраструктурных потерь, не считая самой войны (а уж о потерях от новообразованного социального строя помолчим), и предыдущий - с распадом СССР - вышли достаточно убедительными, чтобы не ждать милостей от природы и не рассчитывать на то, что об этом будут думать те, кому по штату положено, или те, кто в микрофон берет на себя ответственность за ситуацию.
Это если с точки зрения техники безопасности, естественно.

С уважением,
Антрекот
naiwen
Jul. 18th, 2015 05:38 pm (UTC)
Re: В некотором недоумении.
поэтому сидим тихо и не раскачиваем лодку, да? Дожидаемся, пока ее раскачают без нас?
el_d
Jul. 18th, 2015 05:57 pm (UTC)
В еще одном недоумении:
а с каких пор учет последствий равен отсутствию действия?
То есть, я могу понять, зачем определенному административному слою (в любой стране) считать (ошибочно), что внедрение этой дихотомии - мол, выбор есть между бездействием и покорствием любому начальственному решению и бунтом бессмысленным и беспощадным - им выгодно. Но всем остальным-то зачем на эту риторику покупаться? Что в прямом смысле, что в обратном?

С уважением,
Антрекот
naiwen
Jul. 18th, 2015 06:02 pm (UTC)
Ну, если бы я сама видела ответ на предложенную дихотомию - вероятно, я бы не задавала риторические вопросы. Но поскольку я этого ответа тоже не вижу...
el_d
Jul. 18th, 2015 06:07 pm (UTC)
А вот тут у меня, увы, проблема. Потому что пока мы обсуждаем вопросы истории и теории - я это делать могу. История прошла, а теория везде одинакова - конфликт интересов и институтов он и в Австралии конфликт. А вот когда дело доходит до - есть вещи, которые и неприлично, и затруднительно говорить, находясь в этой самой Австралии.

С уважением,
Антрекот
naiwen
Jul. 18th, 2015 06:59 pm (UTC)
ну вот понимаешь, коли бы все знали ответы на такие вопросы - так уж все были бы президентами России, наверное.
halszka_grodno
Jul. 18th, 2015 02:29 pm (UTC)
.....Очень интересно написано, спасибо. А судя по Вашему комментарию - следуете совершенно разумному принципу Джона Дьюи: "Если я чём-то не знаю, то пишу об этом книгу. Очень помогает" :) Мне тоже иногда доводится, правда не книгу, конечно, следовать.
.....Вы знакомы с произведением польской классики, романом Владислава Реймонта "Земля обетованная"? Рабочая текстильная Лодзь, страшные условия жизни рабочих и в неприглядном виде показанные молодые предприниматели-искатели приключений, старающиеся на этом нажиться. Там, правда, немного более раннее время: 1870/1880-е годы. Вещь настолько тяжёлая, что, честно скажу, я на середине оставила.
.....О 1905-м годе в Польше я больше всего узнала из "Дневника узника" весьма примечательного автора, Феликса Эдмундовича Дзержинского, написанного в Варшавской цитадели как раз между арестом в декабре 1906 года и освобождением в октябре 1907 года. Я, прочитав, прониклась к автору. А вскоре после моего прочтения я посмотрела советско-польский фильм "Особых примет нет" с Петром Гарлицким в главной роли по книге (не читала) Юлиана Семёнова "Горение" как раз об этом периоде жизни Дзержинского. Феликс Эдмундович - тот из ленинской гвардии, кому я симпатизировала дольше всего. В частности, мой прадед, единственный из прадедов, которого помню, прошедший в 1947-1953 году через лагерь в Сибири, рассказывал в годы перестройки, когда стало можно рассказывать, как там он встретился и разговаривал с врачом, лечившим в Москве Дзержинского в последние годы его жизни. Тот бывший врач говорил, что на запястьях и над щиколотками пациента на всю жизнь оставались фиолетовое-рыжие пятна от кандалов, и что - молодой тогда врач - мысленно хотел целовать эти следы, настолько личность Дзержинского на него производила впечатление.
.....Здорово, что памятник в Лодзи сохранился. Я была, единственный раз в 2005 году, в Лодзи как раз в День Праздника "Солидарности" (годовщина начала гданьских забастовок), и мы там наткнулись на уличный митинг с громкоговорителями и флагами за снос стелы.
naiwen
Jul. 18th, 2015 02:38 pm (UTC)
Я фильм Вайды по этому роману смотрела. А сам роман Реймонта все собиралась прочитать, но никак не соберусь. Да, это как раз про становление вот этой фабричной Лодзи.
А насчет сноса памятника, я так понимаю, что отношение к событиям 1905 года в современной Польше двойственное. С одной стороны, это вроде как тоже этап борьбы за независимость и свои права. С другой стороны, левые идеи в пост-социалистических странах себя дискредитировали потому, что ассоциируются с навязанным им сталинским и последующим коммунистическим режимом. Поэтому пройти вот между этой Сциллой и Харибдой и найти разумную позицию им сложно, но вот я как раз пересказала статью историка, который как-то разумно подошел к истории вопроса. При этом они поклоняются Пилсудскому, который сам исходно был социалистом и партия социалистов в революции 1905 года активно участвовала.
halszka_grodno
Jul. 18th, 2015 03:28 pm (UTC)
.....Из любопытства - кто этот историк? А также - чей портрет на аватарке к основному тексту?
.....Относительно сноса памятников - лет двадцать назад исключительно интересный политик в новейшей истории Польши Мечислав Раковский, к сожалению ныне уже ушедший из жизни, написал, что Польша стала страной войны памятников. Нигде в Европе коэффициент сноса и возведения новых памятников по отношению к населению и территории страны не был на тот момент так высок, и нигде вопрос их сноса и возведения не вызывал таких страстей, как в Польше. Из моего скромного опыта периодических поездок в Польшу, по моим субъективным наблюдениям там всё, что хоть как-то напоминает Россию, для немалого числа граждан лучше всего снести. В этом плане на меня, католичку, немалое впечатление в своё время произвёл прочитанный факт, что в двадцатом столетии тремя крупнейшими намеренными разрушениями христианских святынь в Европе были, в очерёдности размеров от наибольшего, православный Храм Христа Спасителя в Москве, православный Александро-Невский собор в Варшаве и православный Александро-Невский собор в Москве.
naiwen
Jul. 18th, 2015 04:57 pm (UTC)
Кто историк - сейчас не скажу, так как оригинал статьи остался у меня на работе, и я не помню фамилии (она мне ничего особенно не говорит).
На аватарке фотография Анны Васильевны Якимовой - члена Исполнительного комитета "Народной воли", эту аватарку я использую для постов, связанных с историей периода примерно с 1870-х годов до революции (для более ранних периодов я использую другие аватарки)
Ну да, понятно, что вместе с водой нередко выплескивали ребенка. И Александро-Невский собор жалко. Это все печально - но, увы, закономерно.
halszka_grodno
Jul. 19th, 2015 01:29 pm (UTC)
.....Спасибо за просвещение. Я на Вашей странице и из Ваших комментариев много нового для себя узнаю. И собираюсь впредь. :) . Народовольцев я сколько-то имён помню, но об Анне Васильевне Якимовой-Диковской даже не знаю, слышала-читала ли.
.....Я только сейчас в списке Ваших тэгов увидела Народную волю, она в кавычках, не по алфавиту, поэтому в самом начале. Масса записей, буду постепенно знакомиться.
.....Вопрос про вопросы: можно я Вам буду достаточно много вопросов - постепенно, конечно - задавать по этой теме? При этом меня больше всего будут интересовать, полагаю, Ваши оценки. Вы первый народоволец двадцать первого столетия, которого мне доводится узнать. Тем более, что тех полуторавековой давности не осталось давно.
naiwen
Jul. 19th, 2015 01:50 pm (UTC)
вопросы задавать, конечно, можно :) но не факт, что я всегда и на все буду отвечать. Тем более оценки - мне кажется, мои оценки достаточно ясны из совокупности того, что я пишу, а давать дополнительные объяснения - как правило, означает провоцировать ненужные бессмысленные споры, так как взрослые люди давно определились со своими оценками, политическими взглядами и проч.
Но на что-то я, конечно, смогу ответить.
Насчет же "первый народоволец" - вы правда полагаете, что если я пишу о народовольцах, то я народоволец, если я пишу о декабристах, то я декабрист, а если я пишу о поляках - то я, вероятно, поляк? :))
Насчет "тех полуторавековой давности не осталось давно" - среди народовольцев были удивительные долгожители, прожившие по 90 лет и умершие в 1940-х годах - та же Якимова, Вера Фигнер, Морозов и др.
oyenmortimer
Jul. 19th, 2015 06:02 am (UTC)
Спасибо за статью. Сам пытался искать материалы по теме в Википедии.
naiwen
Jul. 19th, 2015 07:13 am (UTC)
спасибо, что читаете. К сожалению, таких узкоспециальных материалов в Википедии уже сложно найти, нужно искать в специальной исторической литературе. Вероятно, если порыться по специальной литературе по 1905 году, то найдется что-то и на русском языке, но я читала на польском.
hild_0
Jul. 22nd, 2015 06:14 pm (UTC)
Спасибо. Про "многие вещи", полученные таким путем - таки да.
naiwen
Jul. 22nd, 2015 06:15 pm (UTC)
вам спасибо, что читаете. Так оно и есть, все имеет свою цену.
( 28 comments — Leave a comment )

Profile

девятнадцатый век 2
naiwen
Raisa D. (Naiwen)

Latest Month

June 2019
S M T W T F S
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30      

Tags

Powered by LiveJournal.com