?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

(из публикации Кубалова "Члены тайного общества военных друзей на каторге и поселении")

"Вместе с тем он (Рукевич - РД) ходайствует о разрешении отлучаться ради религиозных целей в ближайшие селенья Тутурское и Верхоленское (Рукевич поселен в селе Коркино Иркутской губернии, Тутурское - в 46 верстах от Коркино, Верхоленское - в 39 верстах - РД), смотря по состоянию дороги и времени года, так как в Коркиной не было храма. Все просьбы Рукевича были удовлетворены, исключая одной: разъезда по волости "для удобного снабжения себя съестными припасами, поелику, как пишет Бенкендорф, по установленным для государственным преступников правилам воспрещается им отлучиться из мест их жительства". Но это запрещение, собственно говоря, не имело никакого практического значения для Рукевича, раз ему дано было право выезда для удовлетворения религиозных запросов в села, где были церкви".

Слушайте, я чего-то не понимаю в этой истории: зачем Рукевичу церковь? Нигде ведь не сказано, что он переходил в православие.
Он это пишет для отвода глаз, просто чтобы получить разрешение разъезжать по окрестностям, или такая практика - посещать католику православный храм - была допустимой?

Как-то я встала в тупик (ближайший костел - в Иркутске).
Коллеги, что вы скажете?

Comments

( 18 comments — Leave a comment )
uliaushuk
Nov. 3rd, 2015 08:31 pm (UTC)
Надо поинтересоваться по-подробнее, но сегодня, насколько мне известно, ничто в каноническом праве не мешает католику посещать православный храм. Вопрос лишь о действительности и допустимости причастия.

А Вы уверены, что Рукевич был католиком латинского обряда, а не греко-католиком? Возле Гродно униатов было множество, если не сказать большинство. После 1839 г. их перевели в православие, но с этим дело было достаточно запутанное. В 1905 г. после указа о веротерпимости эти православные резко вспомнили о своем униатстве, но что бы снова не испытывать судьбу, массово записались в католики латинского обряда.

И еще один вариант. А не сидели ли в этих деревнях с церквями сосланные ксендзы? Или может быть они были где-нибудь по дороге?
naiwen
Nov. 4th, 2015 06:04 am (UTC)
Насчет последнего - нет, не сидели. Два ксендза (тоже из ссыльных, получивших разрешение) были в Иркутске (собственно, на тот момент в Иркутстке еще построенного костела как такового нет, часовня) и они имели разрешение раз в год разъезжать по всем заводам и деревням, где были ссыльные католики. Что собственно и делали. Может быть, конечно до каких-то совсем глухих углов они не доезжали и устраивали в более крупных деревнях "сборные пункты", это надо узнавать подробнее. У меня где-то есть статья про историю католического прихода в Иркутской губернии, надо порыться и посмотреть, что там. Но Рукевич пишется именно про церковь - возможно, он действительно хочет посещать церковь (не причащаясь) чаще, чем раз в год.
А вот вариант с тем, что он униат, очень любопытен. Хотя он везде показан католиком, но я уже сталкивалась с тем, что историки старой формации это путают, сейчас когда начинаю разбираться с кругом филоматов, внезапно выясняю, что там половина как раз униаты. Униатского храма для ссыльных в Сибири явно нет :) (дело происходит еще до 1839 года),, вопрос, могли ли униаты причащаться в православном храме, для меня еще более запутанный.
Вот здесь, например, http://naiwen.livejournal.com/1240744.html я цитировала мемуары Алоизия Песляка и тоже задумалась по контексту над тем, не униат ли он:

«На меня обращено было особенное внимание, и обрушилась вся тяжесть обучения ружейным приемам, маршировке и проч. в учебной, где приходилось по несколько часов сряду употреблять одновременно в дело горло, руки и ноги, так что свободного от учения времени оставалось не более 8-ми часов в сутки, часть которых — около двух часов — опять-таки посвящалась на то, чтобы сапоги, пуговицы, ружье и проч., отчищенные кирпичом, блистали как зеркало, а остальные 6 часов проходили незаметно в отдохновении и чтении «Четиминеи», данной мне священником с тем условием, чтобы я, в виде контроля, передавал в рассказах жизнь святых отцов его многочисленному семейству, благодаря чему жизнь святых и их страдания остались так твердо в моей памяти, что я впоследствии мог передавать эти рассказы своим малолетним детям. Ненависть и зависть нескольких собратий, грубых и закоснелых солдат, произвела то, что меня называли в батальоне фармазоном, так что начальство, подозревая, не принадлежу ли я действительно к масонскому обществу, несколько раз приказывало приводить меня под конвоем к развернутому фронту батальона и здесь, перед аналоем с лежащим на нем евангелием, священник в полном облачении, с крестом в руке, заставлял меня слагать крестное знамение, которое несколько раз поправлялось им и батальонным командиром, затем поднять правую руку с этим знамением вверх и повторять за ним как можно громче, что «я клянусь не принадлежать более ни к каким масонским ложам».
uliaushuk
Nov. 4th, 2015 07:26 am (UTC)
Масонство в наших местах было распространено среди шляхты. Правда без глубокой идеологии. Просто шляхта легко самоорганизовывалась в в модные на данный момент группы. Когда оказалось, что надо заниматься за свой счет благотворительностью, ложи тут же самораспускались. Про это даже книжка есть А.Ф. Смоленчука (Масонскія ложы на беларускіх і літоўскіх землях).

Здесь есть другой момент - ненависть неграмотных к грамотному. Согласно опубликованным в начале 1970-х исследованиям Лурии, грамотные и неграмотные в рамках одной национальности представляют далекие друг от друга народы. Фармазоном Песляка назвали за то, что он, обладая характерным для грамотного человека абстрактно-логическим мышлением, предсказывал очевидные для него события, которые в рамках конкретно-предметного мышления неграмотных солдат были совершенно неочевидны.

Священник слушал вместе с семейством жития святых в исполнении Песляка. Почему? Не потому ли, что Песляк был выпускником гимназии, где обучился риторике?

Меня занимали проявления гуманизма к осужденным декабристам со стороны местной администрации. Хотя это не та тематика, которой я занимаюсь. Но сейчас все больше прихожу к выводу, что в этом проявлялась солидарность образованных перед лицом массы необразованных.

Если литовские декабристы учились в иезуитских или пиарских школах (иезуитов изгнали в 1820), то в течение 5-7 лет на службе в храме они бывали ежедневно, к исповеди приступали обязательно раз в месяц, а к причастию могли и чаще, вплоть до еженедельной практики, в воскресенье обязательная "сумма" с проповедью.
naiwen
Nov. 4th, 2015 08:07 am (UTC)
масонство в эти годы (с конца XVIII века до его официального запрещения в начале 1820-х годов) было распространено везде среди дворянства, не только в ваших краях :) (и как сказала моя подруга, в те годы очень удивились бы словосочетанию "жидомасонство") :))
А так да, совершенно естественно, что сибирская администрация видела в государственных и политических преступниках людей "своего круга" и реагировала соответственно.
Рукевич учился в Белостокской гимназии (государственной, уже при российском управлении), это не иезуитская и не пиарская школа.
naiwen
Nov. 4th, 2015 08:20 am (UTC)
а насчет грамотных и неграмотных - почему, собственно, корешатся в Сибири "государственные" и "политические" преступники, несмотря на то, что они единомышленники только по ряду вопросов, а по другим вопросам (типа "границ 1772 года") у них имеются весьма серьезные разногласия патриотического толка :))
Потому и корешатся, во-первых и те и другие стигматизированы, как пострадавшие от власти, во-вторых, когда в какой-нибудь деревне в Забайкалье их оказывается двое грамотных на несколько сот человек (третьим условно "грамотным" может быть какой-нибудь деревенский дьячок или фельдшер, а может и не быть), то поневоле люди тянутся друг к другу, общаться-то им с кем-то надо.
intent_reader
Nov. 3rd, 2015 09:44 pm (UTC)
"Не смотря на то, что я католичка, не упускаю ни одной обедни, ни панихиды; поминаю обоих вместе - друзей и товарищей, любивших друг друга на земле". Юшневская - Вере Муравьевой. Видимо, такая практика существовала, действительно.
kemenkiri
Nov. 4th, 2015 12:57 am (UTC)
Прекрасная, прекрасная Мария Казимировна!..
lubelia
Nov. 4th, 2015 06:59 am (UTC)
Обоих вместе - а это про кого это она, а?
(Вообще, вы китайтесь в меня Марией Казимировной по мере поступления?)
intent_reader
Nov. 4th, 2015 07:01 am (UTC)
Про супруга и Артамона. Она Вере пишет уже после смерти Артамона. Это в первом письме, от 2 декабря 1848 года.
Пока у нас больше ничего и нет, кроме того, что я посылала.
tal_gilas
Nov. 4th, 2015 05:24 am (UTC)
Насколько я знаю, для инославного возможно присутствовать на службах, слушать проповеди и т.д., нельзя при этом (или весьма не рекомендуется?) участвовать в таинствах.
intent_reader
Nov. 4th, 2015 06:03 am (UTC)
Добавлю, что в это историческое время и православные-то участвуют в таинствах... в общем, если четыре раза в год, то это удивительно и исключительно благочестивый человек.
naiwen
Nov. 4th, 2015 06:05 am (UTC)
Ну да, обычно исповедуются и причащаются один раз в год. Но посещать-то церковь могут (и обычно и посещают) и чаще.
intent_reader
Nov. 4th, 2015 07:02 am (UTC)
Да. Я о том, что инославный не будет как-то выделяться.
naiwen
Nov. 4th, 2015 07:05 am (UTC)
а униат (если предположение выше правильное и он может быть униат) может причащаться в православной церкви? Тут я вообще плыву.
intent_reader
Nov. 4th, 2015 07:12 am (UTC)
Так же, как католик. Униаты же католики, просто другого обряда.
naiwen
Nov. 4th, 2015 07:14 am (UTC)
да, но их оказалось возможным взять и одним росчерком бюрократического пера за один день присоединить к православию - значит, наверное, все-таки какие-то канонические зацепки для этого были, которых мы не понимаем. Иначе Николай Павлович мог бы и всю католическую церковь присоединить, до кучи - ему бы очень хотелось :)
intent_reader
Nov. 4th, 2015 07:16 am (UTC)
Думаю, не канонические зацепки скорее, а что люди могут спокойно продолжать себе ходить на службы и делать все как раньше, потому что обряд с внешней точки зрения не изменится. История, конечно, странная.
uliaushuk
Nov. 4th, 2015 07:38 am (UTC)
Насколько я помню, в 1839 г. униатских епископов просто собрали в одно помещение и заперли. Сидя взаперти, они в течение суток осознали свои двухсотпятидесятилетние заблуждения, покаялись, письменно от них отказались и перешли в православие.

Так же поступили в 1793 г. в Гродно с сеймом. Там было несколько подобных "закрытых" заседаний. В 2014 г. - в Крыму, Донецке и Луганске. Это очень эффективная тактика государства. Об эффективности здесь говорю серьезно, без ерничанья и подтекста.
( 18 comments — Leave a comment )

Profile

девятнадцатый век 2
naiwen
Raisa D. (Naiwen)

Latest Month

June 2019
S M T W T F S
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30      

Tags

Powered by LiveJournal.com