?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

В комментариях возник интересный разговор по поводу этой ситуации, и хорошо видно, как людей, даже хорошо знакомых с эпохой, удивляет, почему обе стороны так зациклены на вопросе "разницы религий и национальностей". Есть ли это общая тенденция (при том, что вообще смешанных браков много) или это персональные тараканы данных конкретных людей?
Я могу пока написать очень коротко, так как пока не успеваю.
Во-первых, у нас имеются еще несколько дополнительных штрихов к этой истории. Эти детали и документы приводит старый советский писатель-документалист Сергей Тхоржевский, автор малоизвестной сегодня повести "Кардиатрикон", где он как раз пишет об Олизаре и его истории.
К сожалению, поскольку это такой жанр художественно-документальной повести, то ссылок никаких нет, и я не знаю, откуда он взял эти цитаты, мне они больше нигде не попадались (хотя не могу сказать, что пристально изучала историю семейства Раевских - может быть это где-то в очевидных открытых источниках). Но видно, что это подлинные цитаты, а не фантазия автора.

Итак, помимо ответа генерала Раевского (который приводит в своих мемуарах Олизар), у нас есть также ответ самой Маши, который цитируется с купюрами. Привожу эту цитату (это, конечно же, перевод с французского, хотя Тхоржевский этого не оговаривает):
"Я получила Ваше письмо и предложение, которые Вы мне делаете, дорогой граф; оно еще более привязывает меня к Вам, несмотря на то, что я не могу его принять.
Нисколько не сомневайтесь в моем уважении к Вам, мое поведение должно Вас в этом убедить, и оно никогда не изменится. Но подумали ли Вы сами, дорогой граф, о том положении, в котором находитесь? Отец двух детей, разведенный муж, на что у нас смотрят совсем не так, как в Польше...
Я надеюсь, это не лишит нас возможности видеть Вас в нашем доме, где Вы были приняты так дружественно, будьте уверены, что во всех обстоятельствах можете рассчитывать на меня, как на истинного друга".

(далее автор отмечает, что Машу, по-видимому, смущает не столько разница "религий и национальностей", сколько то, что Олизар - разведенный и отец двух детей. Я уже отмечала, что если у католиков в то время разводы редко, но бывали, то у православных даже прецедентов практически нет, кажется, чуть ли не единственный прецедент мне встречался. Не принято, не бывает - и точка. Адюльтер - сколько угодно, разъезд и кактус между кроватями - пожалуйста, но развод - нет. Ну и двое чужих детей, конечно, вряд ли обрадуют совсем молодую девушку).

Далее у нас имеется следующая история. Весной 1828 года тридцатилетний Олизар внезапно посватался... к Елене Раевский. Ей было 24 года (по тогдашним понятиям фактически старая дева), она хворала, и после всего несчастья, случившегося с семьей, женихов у нее не было. Но Елена тоже отказала Олизару - цитаты из ее отказа автор не приводит, но комментирует в духе, что Елена понимала, что он любит не ее, а тень Марии в ее лице, и не может согласиться на такой унизительный, с ее точки зрения, брак. А вот далее есть цитата - увы, тоже обгрызенная, где генерал Раевский старший пишет по этому поводу своему сыну Николаю Раевскому-младшему: "... я б не отказал ему, но рад, что сие не исполнилось, ибо таковой союз утвердил бы еще более в несправедливом отношении... которое ты угадать можешь".

... И такое ощущение, что к этому моменту обеим сторонам уже стала глубоко пофиг "разница религий и национальностей". Жизнь слишком их всех побила, речь уже идет о совершенно других вещах. Вскоре умер генерал Раевский, и Олизар перестал бывать в опустевшем доме.
Еще через год Олизар посватался к "некрасивой" Юзефе Ожаровской, которая приняла его предложение. Детей в браке не было, Олизар воспитывал детей от первой жены и был, по всеобщим отзывам, всю оставшуюся жизнь идеальным отцом и мужем. Сажал по левую руку от себя первую жену, по правую руку от себя вторую жену, и вырезал детям ножничками фигурки из бумаги. И при этом все время, всю жизнь помнил о "Нерчинской изгнаннице". Когда в 1839 году в Сибирь попадает Юлиан Сабиньский и впервые встречается с Марией Волконской, он описывает в дневнике (к сожалению, я не могу привести цитаты, так как мою книжку заиграла Любелия, и я, признаться, желаю с ней воссоединиться), что прекраснейшая княгиня Мария именно такая, которую ему описывал - еще на воле, на Украине - Олизар, который рассказывал Сабиньскому о предмете своей любви, явно все еще охвачен страстью настолько, что чувство обожания и восторга едва не передается Сабиньскому (у которого только что умерла его собственная жена).

И, наконец, письма из Дрездена. Вернувшиеся в Европейскую Россию по амнистии супруги Волконские в 1858 году отправились в заграничную поездку. 8 июня 1859 года, на обратном пути проездом Мария Николаевна остановилась в Дрездене - и здесь-то ее случайно, на улице, спустя более тридцати лет, увидел Густав Олизар (ему был 61 год). Через несколько дней он послал ей вслед письмо - в Черниговскую губернию - опять-таки, у нас есть только огрызки цитат:

"Сон ли это? Действительность ли это? Снова увидеть Вас, дорогая княгиня?.. После тридцати четырех лет расставания?... Значит я не умру, не повидав Вас еще раз здесь, на земле, не сказав Вас, что вы были моей Беатриче... В своих старых бумагах я нашел стишок, написанный под впечатлением встречи с Вами в первый год Вашего замужества. Это было 14 июля 1825 года в Одессе, и я признаюсь, что встреча в Дрездене в 1859 году всецело в Вашу пользу, чистая, облагороженная столькими страданиями душа! Мне кажется, что возраст ничему не повредил. Он прибавил только ту патину времени, которая дает возможность отличить истинное от поддельного...". Олизар написал, что о любви к ней рассказывал Мицкевичу в Крыму, который написал по этому поводу в его честь сонет "Аюдаг". "Я был сумасшедшим, несправедливым, я был несчастным, но я Вас очень любил!"

Мария Николаевна ему ответила. Ответ пришел уже осенью, когда Олизар из Дрездена перебрался во Францию. Он снова ей пишет:

"Как же я был счастлив, княгиня Мария, получив Ваше письмо из Вороньков, с большим запозданием, увы! - потому что ему пришлось искать меня здесь, на краю континента... Да, наши две фотографии служат подтверждением времени, которое прошло... Эта дружба, такая добрая и верная с Вашей стороны - признайтесь, дорогая княгиня, - подтверждает также бессилие этого промежутка времени, который упорно стремится сделать нас чужими друг другу! Это, слава Богу, не удалось!". В конце письма он выразил уверенность, что их переписка "будет поучительной и даже удивительной через столетие, когда все, вплоть до чувств, будет проноситься со скоростью пара".

Потом, видимо, было еще несколько писем - но по-настоящему оживленной эта переписка уже не стала. Обоим оставалось по несколько лет жизни.

А вот так если подумать, какую порой нынче развесистую клюкву пишут в современных "исторических романах" и снимают в исторических фильмах, Любелия любит приводить разные примеры. Насочиняют вопреки историческим источникам совершеннейших небылиц. А ведь тут, если вдуматься, совершенно готовый сценарий со всеми признаками драмы: завязка, развязка, послесловие... Колоритнейшие персонажи, любовь, политика, Родина (две разных Родины, что подчеркивает драму), патриотический долг, "богатые тоже плачут". Ах, какой костюмный фильм можно было бы забахать! Ничего лишнего сочинять не надо. Но ведь испортят же.

Comments

( 20 comments — Leave a comment )
hildae
Nov. 13th, 2015 06:31 am (UTC)
Я у тебя Мыши отвечала, что вопрос к Патриотическому обществу и прочим единомышленникам мог быть, скорее, о степени доверия к самому Олизару и его верности идеям после такого брака, о стороннем мнении на этот счёт. Олизар-то, конечно, считает, что его это не изменит, и брак - это вообще несвязанные вещи, но он влюблен, и сам понимает, насколько. А единомышленники резонно сомневались бы, и своя правда в этом есть.

Кстати, развод - это сильный аргумент против, спасибо, что написала. Это вполне могло остановить М. Н., если к Олизару она была расположена, но не более. Потому что когда она действительно чего-то хотела, она могла сопротивляться внешнему мнению очень и очень успешно.:-)
naiwen
Nov. 13th, 2015 06:31 pm (UTC)
*** скорее, о степени доверия к самому Олизару и его верности идеям после такого брака, о стороннем мнении на этот счёт. Олизар-то, конечно, считает, что его это не изменит, и брак - это вообще несвязанные вещи, но он влюблен, и сам понимает, насколько. А единомышленники резонно сомневались бы, и своя правда в этом есть.

Да, именно, так все и есть, именно об этом Олизар пишет в следующей главе. Но там, собственно, все немножко не так потому, что как раз на момент, когда он сватается к Марии, он еще не член никакого тайного общества (хотя догадывается, несомненно). И он как раз пишет, что его не приглашали в Патриотическое общество потому, что недостаточно доверяли и опасались, что он совсем сошел с ума от любви и может выдать их тайну. Но потом, когда дело дошло до прямых переговоров с Южным обществом и подготовке общего выступления, им понадобился "свой человек" в губернии, и они все-таки открыли ему тайну и приняли в общество. Эта глава тоже страшно интересна, я до нее когда-нибудь дойду.
Ну и да, сама по себе ситуация, когда заговорщики советуются на тему, можно ли жениться :) (Волконский ведь тоже советовался с Пестелем) - она вполне в духе времени.
hildae
Nov. 14th, 2015 07:05 am (UTC)
Тогда тем более понятно. Да и вообще, прочитав про Потоцких, понимаю, насколько легко в тот момент поляку оказаться для своих же ренегатом. В этот момент все резко и болезненно, что один неверный шаг - и репутации нет.

Хорошо, хоть не со всеми директориями советовался.:-)
hildae
Nov. 13th, 2015 06:34 am (UTC)
Да, а фильм не надо, правда. Они же будут реальную историю под их представление о зрителе и под современную патриотическую идеологию рихтовать - и мне страшно подумать о том уродце, который в результате получится.
naiwen
Nov. 13th, 2015 05:44 pm (UTC)
ой, даааа... современной патриотической идеологии НИНАДА :))
lubelia
Nov. 13th, 2015 08:10 am (UTC)
Протестую, я не заиграла!:)
Хоть в понедельник:)
naiwen
Nov. 13th, 2015 05:43 pm (UTC)
можно попробовать, если с утра пораньше.
kemenkiri
Nov. 13th, 2015 09:49 am (UTC)
Пробегая мимо
Кстати, я смотрю на "Архив Раевских", 1 том:
http://dlib.rsl.ru/viewer/01002920173#?page=269 - это письмо с отказом
http://dlib.rsl.ru/viewer/01002920173#?page=412 - а это про сватовство к Елене
tindomerele
Nov. 13th, 2015 10:33 am (UTC)
Re: Пробегая мимо
Вот нам и выпал кусок информации... спасибо, Мышь!
naiwen
Nov. 13th, 2015 05:43 pm (UTC)
Re: Пробегая мимо
о, спасибо. А то я бы еще долго искала это потом для примечаний.
fredmaj
Nov. 13th, 2015 11:29 am (UTC)

Рай, а какой это один изветный прецедент разода?

naiwen
Nov. 13th, 2015 05:44 pm (UTC)
Я имею в виду вот эту историю: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A0%D0%B0%D0%B7%D1%83%D0%BC%D0%BE%D0%B2%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F,_%D0%9C%D0%B0%D1%80%D0%B8%D1%8F_%D0%93%D1%80%D0%B8%D0%B3%D0%BE%D1%80%D1%8C%D0%B5%D0%B2%D0%BD%D0%B0
Возможно, есть еще какие-то прецеденты, но так сразу и не припомню.
naiwen
Nov. 14th, 2015 03:46 pm (UTC)
а вот еще любопытный случай - это история первого брака нашего любимого следователя Чернышева :))
Правда, тут как раз смешанный брак, закончившийся разводом: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9C%D0%BE%D1%80%D0%B0%D0%B2%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F,_%D0%A2%D0%B5%D0%BE%D1%84%D0%B8%D0%BB%D0%B0
kemenkiri
Nov. 13th, 2015 12:59 pm (UTC)
Слушай, оно очень интересно... и непрямо.
Но елки-палки, я понимаю, что начинаю не любить научно-популярную литературу, где вообще не указано "где взял". Потому что пока к документу не приросла ссылка, я ему все-таки не доверяю до конца. Если не в достоверности, так в дате, точности перевода и мало ли в чем.

И я все-таки не очень понимаю, о каком "несправедливом отношении" пишет Раевский сыну по поводу Елены;-(

И да, есть в соответствующем углу реальности много, много сюжетов, которые интереснее любого вымысла... Но состояние нынешнего кинематографа меня наводит на мысль, что пусть еще полежат.
naiwen
Nov. 13th, 2015 06:39 pm (UTC)
Состояние нашего кинематографа, а также состояние наших умов :((
По поводу Елены, ну... там комментатор в архиве Раевских, на который ты дала ссылку, пишет в том духе, что он считал бы несправедливым дать согласие на брак с Еленой после того, как он когда-то ему отказал на брак с Марией. Но мне тут читается другой подтекст: "было бы несправедливо, если бы Елена была замужем тут, в то время как Маша - там". И еще, мне кажется, читается другой подтекст: как будто Раевский-старший в душе жалеет, что когда-то отказал Олизару, вдруг бы можно было повернуть вспять, и при таком раскладе Мария осталась бы с мужем дома? Николай Николаевич еще ничего не знает (и не доживет) до новой бури, которая пронесется над головами многих спустя два года (но Олизара опять заденет только краем - он в счастливой рубашке родился)...
Да, оно все нелинейное. Живые же люди. Я хотела еще разразиться речью по поводу смешанных браков вообще. То есть понятно, что у меня нет никакой статистики - если бы кто-то такое исследование по девятнадцатому веку провел, оно, возможно, было бы прелюбопытнейшее - но есть на примете некоторое количество довольно пестрых и неоднозначных примеров. Только уж не знаю, когда все успевать буду.
naiwen
Nov. 13th, 2015 07:14 pm (UTC)
да, пока есть минутка, я мельком прокомментирую еще один тобой приведенный пример смешанного брака, а именно - Софья Киселева.
Как мы хорошо помним, Софья - дочь Щенсного Потоцкого, который, основав и возглавив Тарговицкую конфедерацию, сознательно встал на российскую сторону (ну то есть на самом-то деле он встал вовсе не на российскую, а на свою собственную сторону - то есть на сторону большого бабла: вот где пятая колонна-то была в полный рост, не ту страну назвали Гондурасом). Здесь, мне кажется, принципиально важным, что тарговичане, выбравшие российскую сторону и фактически поспособствовавшие уничтожению собственной страны (из идейных или эгоистических побуждений), воспринимаются польскими патриотическими кругами как "zdrajca" (предатели), и ни один порядочный польский патриот :) не породнится с такой семейкой. В _этом_ кругу Потоцкие - изгои, несмотря на свои невероятные деньги. Я думаю, отчасти поэтому обе дочери выходят замуж за русских дворян.
Ну и мы помним, где закончила Софья Киселева - в отеле "Лямбер". Не берусь судить, чего в ее эволюции было в итоге больше: пробуждения национального самосознания или личной обиды на Киселева, но ее выбор тоже в какой-то степени показателен.

Edited at 2015-11-13 07:14 pm (UTC)
hildae
Nov. 14th, 2015 06:58 am (UTC)
Рая, я ничего не знаю про "Лямбер" - может, расскажешь или скажешь, что читать.

Про Потоцких тоже не знала, спасибо.
naiwen
Nov. 14th, 2015 03:43 pm (UTC)
"Отель Лямбер" - так принято именовать аристократическое (правоконсервативное, правонационалистическое) крыло польской эмиграции в Париже во главе с князем Адамом Чарторыйским после поражения Ноябрьского восстания (по названию особняка в Париже - резиденции Чарторыйского; официально они именовались "Монархическим Товариществом 3 мая" - соответственно в честь польской конституции 3 мая 1791 года). Позднее из активистов и симпатизантов этого крыла эмиграции формировалась партия или движение "белых", действовавших вплоть до Январского восстания.
Софья Киселева, разъехавшись с Киселевым (после его слишком откровенного романа с ее сестрой Ольгой), через какое-то время обосновалась в Париже, связалась там с деятелями отеля Лямбер, поддерживала польских националистов и выступала с различными антироссийскими заявлениями - чем, по-видимому, слегка шокировала Киселева (хотя и вольнодумца, но истового русского патриота; а он хотя разъехался с женой, но официального развода не произошло). Подробнее, вероятно, знают Натали и Кеменкири, так как они специально занимались сбором информации о семействе Киселевых, а я об этом знаю чуть сбоку.

Edited at 2015-11-14 03:47 pm (UTC)
toihara
Sep. 11th, 2016 06:51 pm (UTC)
Странно, что вы не вспомнили Маргариту Тучкову и её развод с первым мужем https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A2%D1%83%D1%87%D0%BA%D0%BE%D0%B2%D0%B0,_%D0%9C%D0%B0%D1%80%D0%B3%D0%B0%D1%80%D0%B8%D1%82%D0%B0_%D0%9C%D0%B8%D1%85%D0%B0%D0%B9%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%BD%D0%B0
naiwen
Sep. 11th, 2016 06:53 pm (UTC)
спасибо. Действительно не вспомнила.
( 20 comments — Leave a comment )

Profile

девятнадцатый век 2
naiwen
Raisa D. (Naiwen)

Latest Month

June 2019
S M T W T F S
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30      

Tags

Powered by LiveJournal.com