Raisa D. (Naiwen) (naiwen) wrote,
Raisa D. (Naiwen)
naiwen

Categories:

Васенин - человек, фильм и рецензия...

 Этот современный российский документальный фильм снят совсем недавно, екатеринбургским молодым кинодокументалистом. Деньги на фильм собирали в результате краудфандинга (вот Википедия пишет, что проект "Васенин" стал одним из наиболее успешных краудфандинговых проектов в российском кинематографе).
 
Суть фильма: история жизни уральского жителя Николая Максимовича Васенина, ветерана войны, лейтенанта, участника французского Сопротивления. Во время съемок фильма Васенин - древний старичок за 90 лет, и вскоре после выхода фильма скончался. Биография героя одновременно и типичная, и удивительная - сначала советско-финская война, затем Великая отечественная война, плен, два года немецких лагерей для военнопленных побег. Попал к французским крестьянам, а затем во французский партизанский отряд. Во Франции полюбил местную девушку - дочку командира партизанского отряда. Отец не разрешил дочери выходить замуж за "босяка" и после войны Васенин вернулся на родину в СССР. Где оказался в лагерях за измену родине и был освобожден из мест ссылки только в 1960 году.

И вот дальше удивительная вещь: съемочная группа не только разыскала этого ветерана, но и помогла ему найти тех людей, у которых он жил когда-то во Франции. И организовала девяностолетнему старику поездку по местам былой боевой славы. Пишут, что дед сначала плохо шел на контакт, но потом расчувствовался и захотел поехать, и там его принимал, в числе прочих, сын той самой женщины, которую он когда-то любил (сама она умерла недавно, и Николай Максимович уже не застал свою возлюбленную в живых). Причем этот сын - неизвестно, чей сын. Официально он сын какого-то другого французского партизана, а неофициально - "кто знает, молодые мы были" - со вздохом комментирует сам Васенин в кадре. Но понятно, что этот сын теперь уже тоже немолодой человек. И вот там в кадре очень трогательная встреча, уже немолодые люди из маленького городка, которые кидаются на шею к древнему старику со слезами "а вы меня не помните, вы же у нас в доме тоже прятались!", "а помните, вы со мной играли, я девочкой была" и вот это все, и сам Васенин идет на могилу к своей Жанне и приносит ей цветы - огромный букет роз.

Сам фильм... в общем, там, где сам старик в кадре и рассказывает, и те сцены, где его встречают во Франции - это все производит впечатление. Там, где режиссер разбавил документальное повествование "художественными кадрами" - там как-то не очень получилось. В целом фильм, конечно, добрый и симпатичный, без избыточного пафоса. О людях, о любви, о вечности.
 
А вот такая ультра-патриотическая рецензия нашлась в сети на этот фильм. Обычно я стараюсь не давать ссылки на всякий маразм, но тут не могу удержаться. Читайте и любуйтесь, не поленитесь прочесть целиком!
 
Избранные выдержки (беседа с якобы историком):
 
"Арсен Мартиросян: Да какое сопротивление?! О каких партизанах вы говорите?
Во Франции вообще никакого сопротивления не было. Два-три поезда пустили под откос и вопят теперь на весь мир, что они якобы – сопротивление! Никакого такого нормального сопротивления не было во Франции. Франция, как хорошая проститутка, легла под Гитлера – и все. И ничего они не делали, чтобы по-настоящему сопротивляться. Более того, они прекрасно сражались на стороне Гитлера – знаменитая дивизия СС "Шарлемаль".
Какое сопротивление? Это какая-то пара десятков тысяч человек бегала по горам с автоматами, и все. И в основном инициировал их хоть какое-то сопротивление комитет "Свободная Франция" во главе с Шарлем де Голлем, который сидел в Лондоне - естественно, работали под дудку английской разведки. А никакого такого всенародного сопротивления, как у нас на территории Белоруссии или Украины, у них не было. И говорить о французском резистансе – мягко говоря, неуместно".
 
Другой пассаж:
"На эмоции таким фильмом очень легко воздействовать, но ведь офицер-то что сделал? Вместо того, чтобы попытаться вернуться на фронт, в СССР,  он, видите ли, женился.
Ну, думайте сами. В то время, когда его же товарищи умирают в лютых боях на горящей земле Родины, он женится на француженке.
Вопрос: Ну наш герой все-таки не женился. Ему французская Жанна отказала.
Арсен Мартиросян: Ну вот. Я понимаю – любовь, я такой же человек, с такими же чувствами, с такими же эмоциями, но есть еще и высшая эмоция, высшая любовь – это Родина. Она один раз дается. Живой или мертвый, ты должен ее защищать при любых обстоятельствах и сделать все необходимое, чтобы вернуться на Родину и встать в ряды ее защитников. Вот, что должны делать  солдаты".
 
И вот понимаете... я понимаю, что обобщать нехорошо. Но вот это очень наглядно демонстрирует, почему я не люблю наших нынешних "патриотов". Разумеется, не все такое пишут и не все это разделяют. Но шанс натолкнуться на высокопатриотические экзерсисы в таком вот стиле - мягко говоря, повышенный. И с такого рода комментами я сталкиваюсь регулярно в том числе и в своем журнале, регулярно находятся деятели, которые с этим приходят.
 
(Интересно, что нынешние патриоты в своем рвении переплюнули, кажется, даже старую советскую историографию: в советское время (в послесталинское, во всяком случае) отнюдь не считалось позорным писать о том, что советские люди участвовали в зарубежном Сопротивлении, вон у меня в Историчке лежит на очереди на прочтение целых три или четыре сборничка таких мемуаров "Против общего врага" и подобные, под это дело даже часть русской белоэмиграции "реабилитировали" и писали об их героическом участии - в общем, нынешний тренд - это какой-то совсем позорный тренд)
 
(Да, фильм легко ищется в сети, желающие могут посмотреть)
Tags: вторая мировая война, злой историк, кино, не про политику, франция, хх век
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 43 comments