Raisa D. (Naiwen) (naiwen) wrote,
Raisa D. (Naiwen)
naiwen

Categories:

Третий фильм, который не влез в предыдущий пост. "Женское дело".

 Фильм "Женское дело", 1988 год. Вот этот фильм:

https://www.kinopoisk.ru/film/61915/

И тоже довольно неожиданный поворот военной темы. Строго говоря, в этом фильме нет не только войны, но и оккупации как таковой. Точнее, оккупация есть - но она за кадром. На первый взгляд, фильм рассказывает просто о частной истории обычной женщины (фильм основан на реальной биографии).

1941 год. Некая Мари Лятур, малообразованная француженка, ютится с двумя детьми в убогих трущобах, пока муж ее находится в немецком плену. Женщине с большим трудом удается прокормить детей. В первый раз она практически случайно узнает о том, что ее приятельница беременна и хочет избавиться от нежеланного ребенка. Мари помогает подружке сделать подпольный аборт с помощью мыльной воды, операция прошла успешно, Мари неожиданно для себя получает подарки и вознаграждение. Вскоре практичная женщина соображает, что на подпольных абортах (поскольку законодательно все аборты правительством Петэна запрещены - в стране культивируются "семейные ценности" и "высокая мораль") можно неплохо заработать. Клиенток ей поставляет поначалу знакомая проститутка, которой Мари сдает комнату. Тем временем муж Мари возвращается из плена - но женщина не любит его и воспринимает только как обузу и помеху для внезапно открывшегося перед ней успешного "бизнеса". Постепенно Мари начинает зарабатывать большие деньги - она переезжает из трущоб в хорошую квартиру, начинает хорошо одеваться, ходить в дорогую парикмахерскую, в доме появляются дефицитные продукты. Наконец, она заводит молодого любовника - который, как можно судить по намекам, сотрудничает с немцами; а чтобы муж от нее отвязался, приплачивает служанке специально за то, что та будет спать с ее мужем. Наконец, у Мари есть мечта - у нее хороший голос и она планирует стать певицей, поэтому на заработанные деньги начинает брать частные уроки пения. Кажется, что дела Мари постоянно идут в гору. Она практична и не сентиментальна. При этом она отнюдь не чудовище. Нежная с детьми - она абсолютно бессердечна с мужем, равнодушна к проблемам своих клиенток, но при этом искренне, кажется, переживает за подругу-еврейку, депортированную в концлагерь. Она без лишних сантиментов с помощью любовника "трудоустраивает" мужа полицейским соглядатаем в доки - "ну будешь смотреть там за порядком, там же полно коммунистов - а то сидишь дома без дела". Малограмотная и простодушная (чем-то она напоминает Люсьена Лакомба из предыдущего фильма), она не верит ни в Бога, ни в черта, ни в Петэна и его идеологию - только в деньги. Все внезапно меняется для Мари после того, как одна из ее клиенток умирает, а оскорбленный отвергнутый муж пишет на жену анонимный донос. Вчерашняя "богиня аборта" оказывается в тюрьме - и не среди политических, а среди уголовниц, которые издеваются над ней; потерянная Мари совершенно искренне не может понять, чего же такого дурного она совершила - ну да, она, конечно, нарушала закон, но ведь женщины ей платили, а что еще им оставалось делать? Растерянную, дезориентированную Мари везут в Париж на показательный процесс, поскольку ее дело объявлено "делом государственной важности"; правительство Петэна борется за "общественную нравственность" и поэтому желает подать пример обществу, покарав страшную преступницу. Проезжая через город, наивная женщина интересуется, почему же из окна не видно Эйфелевой башни, и просит своего адвоката купить открытку с Эйфелевой башней и послать ее детям, "а то они никогда не были в Париже и не видели башню". Мари никак не может понять, почему же она государственная преступница, "а мне сказали, что под государственный трибунал отдают только коммунистов?" - и едва осознает, когда суд приговаривает ее к гильотине.

И этот фильм тоже производит очень неоднозначное впечатление. Главная героиня симпатии не вызывает - черствая, расчетливая, наживающаяся на чужих бедах, вычеркнувшая из своей жизни ненужного невыгодного мужа. Но еще меньше симпатии вызывает государство, которое лицемерно приговаривает к казни женщину, которая делала аборты. "Вы убивали детей, а в нашей стране дети - это вопрос государственной важности" - так или примерно так говорит прокурор на суде. На что адвокат героини с горечью бросает: "Государство, которое позволило убить тысячи живых еврейских детей, осуждает женщину за убийство двадцати нерожденных младенцев?!" Где же правда, где же справедливость? И почему же женщины вынуждены обращаться за столь интимной помощью к малограмотной бабе, а не к квалифицированному врачу?

В общем... получился такой очень едкий фильм про духовные скрепки. Которые калечат в первую очередь женщину, как наиболее уязвимую. Здесь все - жертвы, и Мари Лятур, и ее клиентки, и убитые младенцы.

Отличная режиссура и прекрасная актриса в главной роли. Стоит посмотреть.
Tags: вторая мировая война, кино, франция, хх век
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 7 comments