?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Продолжение. Начало см.: https://naiwen.livejournal.com/1725203.html


Франция и экономический кризис 1930-х годов

В 1929 г. капиталистический мир вступил в период самого глубокого экономического кризиса за всю свою историю (известного как «Великая депрессия»). Однако Франция, в отличие от США, Великобритании, Германии, втягивалась в кризис постепенно. Пик же падения производства (на 44 %) пришелся только на 1932г. Причинами замедления кризисных явлений было использование немецких репарационных выплат для стимулирования производства, сохранение большого количества рабочих мест в северо-восточных департаментах, восстанавливаемых после мировой войны, повышение экспорта после девальвации франка и, наконец, развертывание широкой программы милитаризации экономики. В итоге именно накануне мирового экономического кризиса Франция начала осуществление крупной инвестиционной программы по созданию оборонительной линии на границе с Германией, увеличению и перевооружению армии. Этот проект на несколько лет обеспечил устойчивое положение французской металлургической, машиностроительной, военной промышленности.

Медленное вхождение французской экономики в полосу кризиса продолжалось несколько лет. Существенное снижение производства в 1932 г. сменилось недолгим оживлением экономической конъюнктуры в последующие полтора года. С 1934 г. французская экономика окончательно оказалась в состоянии устойчивой депрессии. Экономический кризис был осложнен рядом дополнительных факторов — зависимостью французской индустрии от импорта сырья, устаревшей энергетической базой, сильным влиянием финансово-банковских кругов, не заинтересованных в производственных инвестициях, низким уровнем механизации сельского хозяйства. «Бегство капиталов», спровоцированное в середине 30-х гг. перипетиями внутриполитической борьбы сократило золотой запас страны. Недостаток инвестиций практически остановил модернизацию производства. В конце 1930-х гг. средний возраст оборудования на французских предприятиях составлял 25 лет, тогда как в Германии — 3—4 года, в США — 5—7 лет, в Великобритании — 7—8 лет. Франция стремительно теряла свои позиции на мировом рынке — за десять лет ее доля в мировой торговле сократилась с 7,7 % до 5 %.
Все эти проблемы предопределили особую важность централизованной государственной политики, направленной не только на преодоление кризиса, но и на глубокую, структурную перестройку всего экономического механизма. Дискуссия о формах и целях государственного регулирования стала ключевой темой общественно-политической жизни Франции 1930-х гг.

histoire315.jpg

Экономический кризис во Франции в 1930-е годы. Очередь безработных на биржу труда. Историческое фото.

Политический кризис во Франции в начале 1930-х годов

После ухода Пуанкаре с поста председателя правительства безуспешную попытку воссоздать правоцентристскую коалицию предпринял А.Бриан. Однако возглавляемый им кабинет просуществовал лишь три месяца. Впоследствии Бриан сохранил пост министра иностранных дел, но и в этой сфере его деятельность утратила былую эффективность. Несмотря на активные попытки придать второе дыхание европейскому интеграционному процессу, французской дипломатии так и не удалось сформировать на этой основе достаточно стабильную систему взаимоотношений европейских держав. Ситуация в Европе становилась все более напряженной, и это давало дополнительные преимущества тем политическим силам, которые ратовали за наращивание военной мощи, возвращение к традициям «сильной политики». Такую попытку предприняли Тардье и Лаваль, предпринявшие попытку косвенного государственного регулирования экономики и усиления авторитарных методов управления. Однако в тот период они не встретили широкой поддержки среди политической элиты страны. Накануне очередных парламентских выборов 1932 г. правительственные круги сделали ставку на лозунги порядка и стабильности, раздув пропагандистскую кампанию вокруг убийства 13 мая 1932 г. президента Поля Думера русским эмигрантом Горгуловым (Горгулов обвинял недавно избранного на этот пост Думера в чрезмерном сближении Франции с СССР). Тардье выступил как лидер широкого фронта правых партий. Накануне выборов правительственное большинство добилось и проведения новой реформы избирательной системы — отныне мажоритарные выборы проходили в небольших одномандатных округах в один тур (для победы было достаточно относительного большинства). Такая система благоприятствовала «независимым» кандидатам, а также правоцентристским партиям, не сумевшим достичь единства и поэтому не рассчитывавшим на взаимную поддержку во втором туре.

Левой оппозиции, напротив, удалось создать накануне выборов новую коалицию. Инициаторами воссоздания «Картеля левых» на этот раз выступили социалисты. Основными идеями их программы были создание широкого государственного сектора за счет национализации стратегически важных отраслей и предприятий, сокращение военных расходов, создание единой государственной системы социального страхования, ввод 40-часовой рабочей недели и правовая регламентация трудовых отношений. К этой программе, несмотря на существенные разногласия внутри партии, присоединились и радикалы.

На выборах в мае 1932 г. левые одержали достаточно убедительную победу, получив 368 мандатов из 594. Крупнейшую фракцию образовали радикалы — 157 мест. У СФИО оказалось 129 депутатских мандатов. При поддержке всех левых фракций парламента Эррио сформировав устойчивое правительство Картеля. Однако политика его кабинета оказалась достаточно неудачной. Как и в период «первого издания» Картеля, Эррио уделил значительное внимание корректировке внешнеполитического курса страны. Правительство санкционировало решение Лозаннской конференции 1932 г. об окончательном прекращении репарационных выплат Германией и согласилось с решением Женевского совещания в декабре того же года о равноправии Германии в военно-правовых вопросах. Инициатором этих решений выступала английская дипломатия, тогда как Франция проявляла все меньшую самостоятельность на мировой арене. Во внутренней политике правительство Эррио также не смогло добиться значимых успехов. Полной реализации предвыборной программы помешали внутрипартийные разногласия — борьба групп Даладье и Эррио в партии радикалов и соперничество фракций в СФИО. В итоге основой антикризисной политики осталась жесткая бюджетная экономия, за которую ратовали и предшественники Эррио. Под давлением левых фракций Национальное Собрание вотировало после ожесточенных дискуссии ряд новых налогов на предпринимателей. Но каких-либо радикальных изменений в динамику экономического развития это не внесло, и уход Эррио с поста председателя правительства в декабре 1932 г. символизировал бессилие Картели перед нарастающими экономическим проблемами. Сменившиеся затем в течение полутора годов шесть правительственных кабинетов, возглавляемых радикалами, не изменили ситуацию. В начале 1934 г. Картель окончательно распался. В период до следующих парламентских выборов в апреле 1936 года сменилось еще пять правительств «перемирия партий», не имевших прочной опоры в парламенте, но претендовавших на роль «общенациональных». Объединить сколько-нибудь широкие политические силы их лидерам не удалось. Национальное Собрание превратилось в арену постоянных межфракционных конфликтов. Центристские партии были деморализованы, а на фоне нового витка экономического кризиса началась быстрая поляризация политических сил. На арену выступил французский фашизм.
В начале 1930-х годов наиболее крупными крайне правыми группировками в стране (вопрос о том, можно ли их считать фашистскими, до сих пор является дискуссионным) были две организации: «Аксьон Франсэз» («Французское действие») и «Огненные кресты». «Аксьо́н Франсе́з»— монархическая политическая организация, возникшая во Франции в 1899 году под руководством Шарля Морраса и организационно оформившаяся в 1905 году. Опиралась на националистически настроенные круги армии и аристократии. Идеология «Аксьон Франсэз» подразумевала реставрацию монархии во Франции, создание корпоративного государства, национализм в духе Крови и Почвы, строгую приверженность католицизму. Организация крайне враждебно относилась к Великой французской революции, её наследию и идеалам. Главной целью организации является восстановление Старого порядка под властью династии Бурбонов. В 1930-х годах организация приняла профашистский характер. Её руководством были созданы вооружённые отряды — «Королевские молодчики».
Организация «Огненные кресты» была основана в 1927 году как ассоциация бывших фронтовиков, награждённых боевыми орденами. С 1932 года во главе организации стоял полковник Франсуа де ля Рок, по руководством которого небольшая аполитичная организация достигла 300-тысячной численности и заняла чёткие политические позиции в духе крайне правого консерватизма. Были выдвинуты лозунги авторитарной перестройки государственной системы и социальных реформ в русле корпоративизма и патернализма. «Огненные кресты» располагали прочной организационной структурой военизированного характера.

220px-Croix_de_Feu.svg.png

Эмблема организации «Огненные кресты»

Усиление экономического кризиса способствовало росту популярности крайне правых сил. Масла в огонь добавила череда коррупционных скандалов и афер, крупнейшей и наиболее громкой из которых стала банковская афера Ставиского (эмигранта из Российской империи еврейского просхождения) и последующие судебные разбирательства, подробно освещавшиеся французской прессой. Афера Ставиского (предположительно покончившего с собой по версии полиции) всколыхнула антисемитские настроения в определенных кругах французского общества.
В январе 1934 года в Париже начались демонстрации правых сил. В выступлениях принимали участие отряды правых организаций и движений, состоящие частично из ветеранов Первой мировой войны. Темы избирались стандартные — засилье евреев, иностранцев и масонов (к которым имели отношение некоторые фигуранты других скандалов) во французском обществе. Крупнейшее выступление (которое многие приравнивали к попытке фашистского путча или переворота) состоялось 6 февраля. Спусковым крючком для волнений послужила отправка в отставку полицейского префекта Жана Шапе, который сам принадлежал к одной из правых группировок и всячески потворствовал им, смотря сквозь пальцы на спровоцированные правыми беспорядки в Латинском Квартале. В ночь на 6 февраля правые активисты собрали свои силы на Площади Конкорд, напротив Национальной Ассамблеи, но по другую сторону Сены. Часть демонстрантов были вооружены. Противостояли им силы правопорядка и некоторое количество левых активистов. Силы правопорядка обороняли стратегически важный мост через реку, не давая толпе пересечь её. Им удалось отстоять мост, хотя уровень насилия при противостоянии был весьма высоким. Беспорядки произошли и в некоторых других частях Парижа. По распоряжению правительства полиция открыла огонь по толпе. 16 человек погибли, около двух тысяч получили ранения, большинство из них были членами «Аксьон Франсэз». По одной из версий, во время демонстрации отряды «Огненных крестов» при желании могли легко захватить правительство и Палату депутатов. Но руководитель Лиги полковник Де ла Рок не стал этого делать, решив в конце концов уважать конституционные процедуры формирования органов власти. «Франция ещё не готова» — объяснил он свою позицию. Правительство, одержав победу над правыми демонстрантами, тем не менее было вынуждено уйти в отставку, так как жертвы 6 февраля вменялись ему в вину. Через некоторое время лига «Огненные кресты» была распущена, а вместо нее создана Французская социальная партия правоконсервативной направленности.

В ответ на возросшую активность правых сил начали вновь консолидироваться левые партии

«Народный фронт» во Франции

Инициатива в консолидации левых сил в противовес фашистскому движению принадлежала французским коммунистам. ФКП пережила в 20-х гг. исключительно сложный период организационного и идеологического становления. Следование жестким установкам Коминтерна, непримиримая борьба против любой фракционности, периодически приводящая к отходу от партии «оппортунистических» и «левацких» групп, отказ от тактического сотрудничества с любыми левоцентристскими движениями привели к стремительному сокращению численности ФКП и падению ее влияния. Если в 1921 г. в составе ФКП насчитывалось до 180 тыс. человек, то в начале 30-х гг. в ней оставалось лишь 30 тыс. Переломным стал VII съезд коммунистической партии, прошедший в 1932 г. В соответствии со стратегией Коминтерна — «класс против класса» — он декларировал отказ от прямого сотрудничества с образовавшимся тогда «Картелем левых». Однако в руководстве ФКП именно на этом съезде окончательно возобладала центристская линия, представленная Морисом Торезом и Жаком Дюкло. Спустя год французские коммунисты приняли участие в создании международного общественного движения «Амстердам — Плейель», преследующего в своей деятельности пацифистские и антифашистские цели. Тогда же, в 1933— 1934 гг. и в самом Коминтерне при активном участии его нового лидера Г.Димитрова начал разрабатываться более конструктивный политический курс, позволяющий национальным коммунистическим партиям участвовать в широких коалициях, ориентированных на защиту демократического строя от фашистской угрозы.

События февраля 1934 г. были восприняты французскими коммунистами как сигнал к началу активных действий по формированию левой коалиции — единого фронта антифашистских сил. Наиболее вероятным союзником в создании антифашистского фронта представлялась СФИО, левое крыло которой под руководством Жана Жиромского также активно ратовало за сотрудничество с коммунистами. После предварительных переговоров в июле 1934 г. руководство обеих партий подписало пакт о единстве действий. Предполагалось объединение усилий социалистов и коммунистов в борьбе против милитаризма, фашизма, в защите демократических свобод и конституционного строя.
Переломным для формирования левой коалиции, способной прийти к власти, стал 1935 год. В ходе подготовки и проведения массовой политической манифестации 14 июля коммунистам и социалистам удалось прийти к соглашению о совместных действиях с партией радикалов и радикал-социалистов.
К январю 1936 г. была подготовлена и программа Народного фронта. Ее ключевыми идеями стали защита политических свобод, борьба с фашизмом и терроризмом, демократизация системы образования и средств массовой информации, защита мира и борьба за разоружение. В разделе экономических целей предусматривалось сокращение безработицы, поддержка сельского хозяйства, меры по финансовому оздоровлению. Программа ставила задачи национализации важнейших предприятий и банков, планового развития экономики, государственного контроля над всеми финансовыми операциями, активной инвестиционной политики государства и усилении регулирования трудовых отношений.

Grévistes-métallurgie-usine-banlieue-Paris1936.jpg

Забастовка рабочих-металлургов в пригороде Парижа; рабочие заняли завод. Историческое фото, 1936 год.

На апрельских 1936 г. выборах партии Народного фронта получили 375 депутатских мест из 610 (в том числе СФИО - 146, радикалы - 116, ФКП -72). Для коммунистов эти выборы стали наиболее удачными за все предыдущие годы. Стремительно росла и численность партии. Если в 1932 г. в ее составе было 30 тыс. человек, то в 1934 г. — 74 тыс., а в 1936 г. — 350 тыс. Но, в отличие от М. Тореза, большинство руководителей ФКП высказались против непосредственного участия коммунистов в правительстве, опасаясь «растворения» партии в правящей демократической коалиции. Это существенно ослабило внутреннее единство Народного фронта и сократило его политическую базу.

histoire312.jpg

Победа Народного фронта в 1936 году. Историческое фото (в центре Леон Блюм).

Первое правительство Народного фронта возглавил лидер СФИО Леон Блюм. В течение лета 1936 г. левое большинство Национального Собрания приняло более 130 законов, главным образом социальной направленности. Основой для важнейших из них стали так называемые «Матиньонские соглашения» между Всеобщей конфедерацией французских промышленников и объединенной Всеобщей конфедерацией труда. Ими предусматривался ввод 40-часовой рабочей недели без сокращения заработной платы, ежегодных двухнедельных оплачиваемых отпусков для рабочих и служащих, обязательность заключения коллективных договоров между профсоюзами и предпринимателями, создание органов рабочего контроля, повышение заработной платы в среднем на 12 %. Одновременно правительство повысило заработную плату государственных служащих и пенсионные выплаты. Положительный резонанс в стране вызвало продление обязательного школьного образования до 14 лет, создание Министерства спорта и культуры, Народной академии искусств.

Léon_Blum_reading.jpg

Леон Блюм (1872-1950) – французский политик, лидер Социалистической партии, лидер Народного фронта и премьер-министр правительства в 1936-1938 годах.

В сфере экономического регулирования правительство Блюма осуществило некоторые налоговые реформы, в том числе повышение налогообложения крупных состояний и сверхдоходов, снижение налогов на мелкие предприятия, отмену налогов на пенсии фронтовиков и пособия по безработице. Мелкие торговцы и ремесленники получили льготные условия кредитования, была запрещена распродажа их имущества за долги. Были выделены значительные ассигнования на создание широкой сети общественных работ для безработных, поддержку мелких квартиросъемщиков, обеспечение льготного проезда трудящихся к месту отдыха во время отпусков. Реорганизации подвергся Национальный банк, управление которым полностью перешло к государственным чиновникам. Частичной национализации подвергся военный сектор промышленности. Было создано Зерновое Бюро, занимавшееся стабилизацией продовольственного рынка, Национальное общество железных дорог. Однако вскоре Национальный фронт столкнулся не только с новым нарастанием кризисных тенденций в экономической сфере, но и с прямым саботажем финансово-монополистических кругов. Началось массовое «бегство капитала» за границу. Финансовые ресурсы государства сокращались из-за резкого расширения расходной части бюджета. Государственный долг вырос за один год на 16 млрд. франков. Быстро уменьшался золотой запас Франции. К осени 1936 г. он составил 55 млрд. франков, тогда как двумя годами ранее равнялся 82 млрд. франков. ля выхода из финансового кризиса правительство пошло в сентябре 1936 г. на девальвацию франка, сокращение его золотого содержания на 30 %. Надежды на стимулирующее воздействие этой меры на промышленное производство (в силу снижения относительной себестоимости продукции) не оправдались. Зато повышение розничных цен фактически свело на нет недавнее повышение заработной платы.

В 1937 г. французская экономика оказалась охвачена новой волной кризиса. Уровень производства упал до 70 % по сравнению с показателями 1929 г. Вновь начался рост безработицы и инфляции. Правительство могло повлиять на ситуацию, лишь перейдя к достаточно жестким методам прямого регулирования. В июне 1937 г. Блюм потребовал чрезвычайных полномочий для установления контроля над финансовой сферой, ввода новых налогов на капитал, запрета вывоза капитала за рубеж. Эта программа встретила сопротивление не только республиканских партий, но и радикалов, правых социалистов. Из-за разногласий внутри коалиции по вопросу поддержки испанских республиканцев Леон Блюм был вынужден уйти в отставку. После ухода Л. Блюма правительство возглавил лидер правых радикалов Камиль Шотан, попытавшийся вернуться к политике жесткой экономии. Были увеличены на 10,5 млрд. франков косвенные налоги, проведена вторая девальвация франка. Кабинет Шотана попытался не только сократить финансирование социальных программ, но и ликвидировать некоторые из принятых ранее законов, в том числе о 40-часовой рабочей неделе. Это стало поводом к острому внутреннему кризису в самом Народном фронте. В результате этого кабинет Шотана был вынужден уйти в отставку.

Внешняя политика Франции в 1930-е годы

Уход А. Бриана в 1932 г. с поста министра иностранных дел подвел неутешительный итог многолетним попыткам создания устойчивой системы международных отношении в Европе, основанной на пацифистских принципах и европейской интеграции. Гарантии национальной безопасности Франции были связаны лишь с двумя достаточно локальными договорными комплексами — Рейнским пактом и союзными договорами со странами Малой Антанты (Чехословакией, Румынией, Югославией), морально устаревшими и отражавшими геополитические реалии середины 20-х гг. Последняя решительная попытка восстановить международный престиж Франции и укрепить ее внешнеполитические позиции была предпринята Луи Барту, возглавившим министерство иностранных дел в начале 1934 г. К этому времени стал очевидным провал пацифистских расчетов на умиротворение Германии. Появление на политической карте Европы нацистского Рейха коренным образом меняло расстановку. Барту оказался одним из немногих европейских политиков, отчетливо осознававших этот факт.

Уже 17 апреля 1934 г. французский МИД обратился с меморандумом к британскому правительству, обосновывая свое желание дополнить систему Рейнского гарантийного пакта договоренностями с другими европейскими державами. В качестве нового потенциального стратегического партнера Франции Барту рассматривал Советский Союз. Барту выдвинул идею «Восточного Локарно» — договорного комплекса, в который должны были войти Франция, СССР и страны «Малой Антанты». В период интенсивных переговоров по этому поводу Франция поддержала принятие Советского Союза в Лигу наций, использовала все свое влияние для того, чтобы ускорить установление дипломатических отношений между СССР и Чехословакией, Румынией. Барту прилагал большие усилия, чтобы преодолеть антисоветские настроения в Югославии. Большое значение для этого имела встреча французского министра иностранных дел с королем Югославии Александром в октябре 1934 г. в Марселе. Однако во время этой встречи Барту и Александр были убиты усташами — членами хорватской националистической организации.

267px-Louis_Barthou_01.jpg

Луи Барту (1862-1934), французский политик, в 1934 году – министр иностранных дел. Убит хорватскими националистами.

Пьер Лаваль, сменивший Барту на посту министра иностранных дел, куда с меньшим энтузиазмом относился к идее сближения с СССР. Переговорный процесс замедлился, позиция французской дипломатии стала более осторожной, ее предложения — более умеренными. 5 декабря 1934 г. были подписаны франко-советские соглашения, в соответствии с которыми обе стороны отказывались от каких-либо дипломатических шагов, идущих вразрез с подготовкой регионального восточноевропейского гарантийного комплекса. В мае 1935 г. был подписан и договор о взаимопомощи, по которому Франция и СССР обязывались оказывать друг другу поддержку в соответствии с уставом Лиги наций в случае нападения какой-либо третьей стороны. Гораздо большие надежды Лаваль возлагал на сближение с Италией, несмотря на существование там фашистского режима Муссолини. Подписание в феврале 1934 г. Римских протоколов оформило гарантийный блок с участием Италии, Австрии и Венгрии. В апреле 1935 г. по инициативе Франции была созвана международная конференция в Стрезе, посвященная нарушению Германией статей Версалького договора. Лавалю удалось существенно сблизить позиции французской и итальянской делегаций. Однако сближение Франции и Италии вызвало растущее беспокойство Великобритании. Английская дипломатия опасалась усиление Франции в Европе и добилась срыва франко-итальянского альянса.

Правительства Народного фронта отказались от какой-либо корректировки внешнеполитического курса. Между тем Франция оказалась в чрезвычайно сложном положении в связи с началом гражданской войны в Испании. Провозглашенный ведущими странами мира принцип невмешательства был вскоре нарушен Германией и Италией, практически открыто оказывавших военную поддержу мятежникам. Французские коммунисты и часть демократической общественности решительно требовали оказания помощи испанским республиканцам, сражавшимися с Франко, однако правительство предпочло сохранить нейтралитет. Это вызвало осуждение левых сил и способствовало падению популярности Народного фронта. То же бессилие правительство Народного фронта проявило и при вторжении германской армии в Австрию в марте 1938 г. Кризис политического строя Франции начал непосредственно угрожать национальному суверенитету. В апреле 1938 года правительство Франции возглавил представитель партии радикалов Эдуард Даладье.

Daladier_1924.jpg

Эдуард Даладье (1884-1970), французский политик, член партии радикал-социалистов. Неоднократный премьер-министр Франции в 1930-х годах. В 1938 году был одним из ответственных за подписание Мюнхенского соглашения с нацистской Германией

29 сентября 1938 года Даладье, совместно с премьер-министром Великобритании Чемберленом и руководителем нацистской Германии А.Гитлером и фашистской Италии Б.Муссолини подписали так называемое Мюнхенское соглашение, касавшееся передачи Судетской области от Чехословакии к Германии. Франция и Англия отказывались от гарантий территориальной целостности Чехословакии и фактически давали Гитлеру карт-бланш на дальнейшие завоевания в Европе. На следующий день между Великобританией и Германией была подписана декларация о взаимном ненападении; схожая декларация Германии и Франции была подписана чуть позже. Воспользовавшись бездействием английских и французских властей, вскоре Гитлер аннексировал всю территорию Чехословакии. Мюнхенское соглашение стало фактическим концом коалиции Народного фронта во Франции.

Profile

девятнадцатый век 2
naiwen
Raisa D. (Naiwen)

Latest Month

June 2019
S M T W T F S
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30      

Tags

Powered by LiveJournal.com