?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

А еще мы в субботу поучаствовали в мероприятии "Мастер-Зиланткон". Пришли мы туда с Натали со своими докладами и опытом своих игр, и судя по разговору, оказались интересны, хотя обратной связи получили меньше, чем хотели бы. А под конец я осталась на мероприятии, которое проводил Дядя Слава (Вячеслав Рожков): круглый стол "Остроактуальные ролевые игры", или как сделать игру на острую тему и чтобы тебя за это не посадили :) очень мне было это любопытно послушать. Но вот что получается. В ходе дискуссии я несколько раз пыталась акцентировать внимание на том, что актуальная тема и актуальная проблематика - это не одно и то же. Если мы хотим, условно говоря, сделать игру о проблемах современного терроризма, то совершенно не обязательно делать игру про реальный Беслан (поскольку этот пример приводился). На своем примере. Когда я захотела поговорить "про Майдан" (этот пример тоже звучал) и про становление гражданского общества, я сделала "Время вишен". Когда я захотела поговорить про человека под авторитарной властью, я сделала "Свободную зону". В общем, все, что я так или иначе делаю, я делаю о том, что считаю актуальным. Когда мы проводим свой семинар про исторические ролевые игры, мы говорим о том, что нам интересен в основном 19-20 века. Отчасти, конечно, просто потому, что нам это интересно и мы это лучше знаем. Но отчасти еще и потому, что проблематика новой и новейшей истории легче актуализируется. Хотя при желании можно сделать остроактуальную игру и про времена древних фараонов, и про фантастические миры. Но почему не сиюминутная современность? Переводя разговор в плоскость аналогий вместо сиюминутной актуальности, я тем самым:
- расширяю аудиторию для разговора. Делать игру "про Майдан" - значит навязывать игрокам свою картину мира. Замаскированная проблематика дает возможности не для лобовой пропаганды, а для вовлечения в важный разговор.
- мы расширяем контекст, обогащаем проблему и придаем ей квантор всеобщности.
- мы отбираем материал и подчеркиваем именно те аналогии, которые хотим подчеркнуть.
- мы видим больше и лучше на расстоянии. Мы можем лучше согласовать базовую картину мира.
Заметим, что хотя я, как историк, работаю с подготовкой ролевой игры как профессионал, максимально тщательно выверяя реалии и картину мира, но все-таки ролевая игра - это форма художественного высказывания, а не научная работа. И степень интерпретации этого художественного высказывания лежит на игроке. Когда я писала тексты "Радио Виши" ("ролевая игра может быть актуальной сатирой" - это тоже прозвучало на круглом столе), я не скрывала того, что практически скопировала тексты из современных российских газет, завуалировав только мелкие реалии ("Дети рисуют портрет маршала Петэна"). Но если кто-то хотел видеть в происходящем только режим Виши - он вправе интерпретировать лобовой смысл. Мне интереснее форма многослойного высказывания.

Comments

( 26 comments — Leave a comment )
boldogg
Mar. 11th, 2019 12:21 pm (UTC)
"И степень интерпретации этого художественного высказывания лежит на игроке."

Да, это очень круто и ценно.
Я бы только чуть уточнил - степень и способ.
Ведь игрок вовсе не обязательно интерпретирует так, как мастер - в большей или меньшей степени.
Он может интерпретировать просто иначе.
naiwen
Mar. 11th, 2019 12:23 pm (UTC)
да, совершенно верно. Так же, как с любым художественным произведением: книгой, фильмом. Там, где автор навязывает свою точку зрения, так как правило получается фигня.
Но хорошее художественное произведение, как правило, шире изначально заданного в нем контекста.
boldogg
Mar. 11th, 2019 12:38 pm (UTC)
Угу.
Я вот сейчас попробовал сформулировать о чём была эта игра для меня.
О том, насколько ужасно и насколько быстро то, что может сделать власть с обществом, если она _действительно_ зла и _действительно_ решительно настроена.

Насколько общество перед ней бессильно, беззащитно, беспомощно, насколько сопротивление неэффективно.

О том, что реальный шанс на победу над такой властью - внешняя сила.
Ну, или естественный, если можно так сказать, путь. Путь Франко, путь Сталина.

Совсем недавно слушал Антона Красовского на ЭМ - он там мимоходом упомянул о возможности такого пути и для Гитлера:

"...Германия действительно по-другому относится к Гитлеру, чем она относилась к Гитлеру в 39-м году. Но возможно по одной только причине: потому что Германия проиграла в этой войне. А если бы Германия выиграла в этой войне, то была бы приблизительно такая же ситуация, как сейчас. Гитлер бы сам помер, вот какого-нибудь 5 марта 1953 года, а на его место пришел, например, Борман. И либеральная общественность немецкая и потомки этой либеральной общественности немецкой восхищались бы этим Борманом, как восхищаются сейчас Хрущевым и рассказали о том, как он спас и либерализовал жизнь в Третьем Рейхе. Но этого не случилось, потому что победили союзники."

Конечно, он не вполне прав - всё же не по одной причине. Но в целом, победи Гитлер в войне... Да, как-то примерно так могло и получиться.
aywen
Mar. 11th, 2019 02:46 pm (UTC)
Вот кстати.

Два диалога о Свободной Зоне (прошу прощения за вероятные неточности).
1) На круглом столе об играх по актуальным темам.

- Я не очень понимаю, зачем это играть, когда мы в это живём.
- На игре возможен выход вверх.

2) На семинаре об исторических играх.

- Было ли возможно другое развитие истории?
- Нет, это маленький городок, он не влияет на общий ход истории... Если б в нём не сформировалось собственного Сопротивления, в конце игры его освободили бы американские войска.
boldogg
Mar. 11th, 2019 02:57 pm (UTC)
Как будто он в жизни не возможен. Выход вверх в смысле. По-моему так куда больше, чем на игре.

А кто считает, что в это живёт... Ах, такие милые люди:))
aywen
Mar. 11th, 2019 05:17 pm (UTC)
Возможен. Но с меньшей вероятностью в ближайшее время.
boldogg
Mar. 11th, 2019 05:24 pm (UTC)
Я, видимо, как-то иначе выход вверх понимаю. Для меня это что-то скорее личное, чем общественное.

А в общественном плане выход вверх - и преизрядный - на нашей памяти и так уже был. Не подряд же им идти.
aywen
Mar. 11th, 2019 06:02 pm (UTC)
Скорее личное, да. Но общественное тоже может быть. Победа, несомненно, была таким общим выходом вверх.
naiwen
Mar. 12th, 2019 05:14 am (UTC)
Не забывай, что "актуализация" может быть с любой стороны. Вот захочет кто-нибудь сделать РИ про то, как нас завтра поглотит ужасная западная всепобеждающая толерантность - имеет право. На упомянутом круглом столе, например, в качестве примера остроактуальной проблематики была названа "Мечеть Парижской Богоматери" и одна из команд моделировала такую игру. Актуально?
boldogg
Mar. 12th, 2019 06:32 am (UTC)
Как об этом можно забыть.
Ясно дело, что кто в какую актуальность хочет, тот в такую и играет или мастерит.
kemenkiri
Mar. 11th, 2019 12:36 pm (UTC)
Т.е. разговор был именно об актуальных темах, я правильно понимаю?
(А так, да, можно делать игру по актуальной проблематике вообще не по земной истории, вот была, например, "Роменна", сделанная Сули - и можно, думаю я, еще примеров наловить...)
katherine_kinn
Mar. 11th, 2019 01:14 pm (UTC)
Ну вот серия игр по Барраяру на первых ФОрконах - вполне актуальная проблематика, война и сопротивление, потом культурный кризис. Причем очень хорошо зашла. Хотя специально не закладывалось, но само образовалось.
tal_gilas
Mar. 11th, 2019 03:21 pm (UTC)
Задумался... где грань между актуальной/острой проблематикой и т.н. вечными темами.
aldamar
Mar. 12th, 2019 05:50 am (UTC)
На вечные темы приедет меньше народу, концепция будет понятнее и, скорее всего, не будет скандала (ну, может и будет, но не из-за концепции, а, например, из-за того, что Икс правила по боевке не соблюдал). На острую проблематику приедет больше народа, концепция будет хрен поймешь и скандал будет.
Я несколько стебусь, но не сильно.
elven_luinae
Mar. 12th, 2019 10:06 am (UTC)
Сдаётся мне, что мы просто попадаем на сильно разные ролевые игры, или мне везло на сочетания "ну очень вечная тема и ноль концепции" и "вменяемое все, включая мастеров, игроков и мохито в придачу" (я тоже, если что, стебусь не сильно))).
aldamar
Mar. 12th, 2019 02:52 pm (UTC)
Ну, мне в целом заморочные концепции, модные сейчас, очень мешают, потому что уходит вагон времени на то, чтобы в них разобраться, а в целом, как показывает практика, они не особенно и нужны.
Поэтому "ноль концепции" - это прекрасно, во всяком случае, не нужно тратить время на непонятные построения.
elven_luinae
Mar. 12th, 2019 03:37 pm (UTC)
Опять же, убеждена, что в этом случае практика будет показывать совершенно разное у разных игроков :). И в итоге преимущество одного метода перед другим недоказуемо.
Для меня-то все просто, как топор - у меня не так много времени, а фантазия и способность креативить истории вроде ничего так, и игры в "ноль концепции" бесят тем, что из этого приходится выжимать что-то путное, а пустой породы в разы больше, чем при заданной концепции. Но как раз только что говорила с человеком, которому реально приятно и комфортно играть одного и того же персонажа на "просто играх".
aldamar
Mar. 13th, 2019 04:19 am (UTC)
Аналогично - свободного времени очень мало, и убивать его на разгадывание, что ж тут еще мастер хотел сказать, и прочее разбирание заумных концепций (большая часть их которых весело идет лесом на практике, как эта самая практика показывает), очень не хочется. Ну и на скандалы нарываться (потому что концепция, опять-таки, как показывает опыт - это для человека будет что-то самоценное) - тоже. Поэтому простота и ясность - наше все.
elven_luinae
Mar. 12th, 2019 08:52 am (UTC)
Частенько они смыкаются :). Могу судить по "Поезду" и "На западном фронте", где не была, но следила за дискуссиями и отчетами, и "Другим берегам", на которых была.
tal_gilas
Mar. 12th, 2019 08:54 am (UTC)
Ну вот навскидку - хотя бы тема власти, да? Ее влияния на человека.

Edited at 2019-03-12 08:54 am (UTC)
elven_luinae
Mar. 12th, 2019 09:56 am (UTC)
Власть, её влияние на человека.
Место человека в истории и важность личной истории "маленького человека".
Любовь и то, что является подделками под неё :).
Это то, с чем сама столкнулась. Другое дело, что мне не кажется правильным настаивать на широких интерпретациях - обычно происходит распыление и обесценивание темы (и игра "про любовь вообще") либо увод её в сферу размышлений каждого участника игры, а какая разница, какими философскими идеями я ворочаю в своей башке, если ни соигрокам, ни мастерам от моей мысленной работы ни жарко, ни холодно :).
Тот подход, о котором пишет Раиса - актуальная проблематика через личную интерпретацию и художественное высказывание - мне ближе.
nina_tian
Mar. 11th, 2019 06:58 pm (UTC)
Дооо, после того, как на игре по 1905-му году мастера из кожи вон вылезли чтобы сломать игру эсерам, Дядя Слава научит...
С твоими словами я согласна. Все свои игры на историческом материале я делала о злободневном.
aldamar
Mar. 12th, 2019 05:48 am (UTC)
Вот что не люблю, так это "многослойные высказывания" - как правило, мастер очень держится за свою интерпретацию, и, если игрок (а еще лучше - несколько игроков) не попали в видение мастера (ну то есть, не утелепатировали ,что там мастер сказать хотел и какие слои он еще завернул), получается в большинстве случаев пост-игровой скандал. Или скандал прямо на игре. Или оба сразу.
Это одна из причин, по которой я быстро бегу подальше от игры, из которой торчит какая-то актуальная проблематика - не всю хрень о знакомых людях я вот прямо так готов узнавать, да и нервы не чужие.
elven_luinae
Mar. 12th, 2019 09:01 am (UTC)
По тому - увы, немногому - что мне повезло видеть на играх, я могу заключить, что пока ещё актуальная проблематика звучит довольно часто, и наверное, чаще, чем несколько лет назад.
С чем совершенно согласна, это с тем, что игра - художественное высказывание, и сумма всех игровых интерпретаций может дать в итоге отличный "гештальт", очень сильно и многогранно раскрывающий актуальные вопросы. Я бы сказала, что более сильно, чем при директивной картине мира, заданной мастерами. Я часто слежу за дискуссиями и отчетами даже с тех игр, которые недоступны, и меня радует, как интересно и неожиданно глубоко - и близко к нашей реальной жизни - игроки интерпретируют происходящее.

(Мы живём в удивительное время, и очень не хочется, чтобы этот вентиль перекрыли, ага))).
el_d
Apr. 9th, 2019 12:04 pm (UTC)
С днем рождения!

Счастливо,
Антрекот
naiwen
Apr. 9th, 2019 12:46 pm (UTC)
спасибо!
( 26 comments — Leave a comment )

Profile

девятнадцатый век 2
naiwen
Raisa D. (Naiwen)

Latest Month

June 2019
S M T W T F S
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30      

Tags

Powered by LiveJournal.com