?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

А еще мы в субботу поучаствовали в мероприятии "Мастер-Зиланткон". Пришли мы туда с Натали со своими докладами и опытом своих игр, и судя по разговору, оказались интересны, хотя обратной связи получили меньше, чем хотели бы. А под конец я осталась на мероприятии, которое проводил Дядя Слава (Вячеслав Рожков): круглый стол "Остроактуальные ролевые игры", или как сделать игру на острую тему и чтобы тебя за это не посадили :) очень мне было это любопытно послушать. Но вот что получается. В ходе дискуссии я несколько раз пыталась акцентировать внимание на том, что актуальная тема и актуальная проблематика - это не одно и то же. Если мы хотим, условно говоря, сделать игру о проблемах современного терроризма, то совершенно не обязательно делать игру про реальный Беслан (поскольку этот пример приводился). На своем примере. Когда я захотела поговорить "про Майдан" (этот пример тоже звучал) и про становление гражданского общества, я сделала "Время вишен". Когда я захотела поговорить про человека под авторитарной властью, я сделала "Свободную зону". В общем, все, что я так или иначе делаю, я делаю о том, что считаю актуальным. Когда мы проводим свой семинар про исторические ролевые игры, мы говорим о том, что нам интересен в основном 19-20 века. Отчасти, конечно, просто потому, что нам это интересно и мы это лучше знаем. Но отчасти еще и потому, что проблематика новой и новейшей истории легче актуализируется. Хотя при желании можно сделать остроактуальную игру и про времена древних фараонов, и про фантастические миры. Но почему не сиюминутная современность? Переводя разговор в плоскость аналогий вместо сиюминутной актуальности, я тем самым:
- расширяю аудиторию для разговора. Делать игру "про Майдан" - значит навязывать игрокам свою картину мира. Замаскированная проблематика дает возможности не для лобовой пропаганды, а для вовлечения в важный разговор.
- мы расширяем контекст, обогащаем проблему и придаем ей квантор всеобщности.
- мы отбираем материал и подчеркиваем именно те аналогии, которые хотим подчеркнуть.
- мы видим больше и лучше на расстоянии. Мы можем лучше согласовать базовую картину мира.
Заметим, что хотя я, как историк, работаю с подготовкой ролевой игры как профессионал, максимально тщательно выверяя реалии и картину мира, но все-таки ролевая игра - это форма художественного высказывания, а не научная работа. И степень интерпретации этого художественного высказывания лежит на игроке. Когда я писала тексты "Радио Виши" ("ролевая игра может быть актуальной сатирой" - это тоже прозвучало на круглом столе), я не скрывала того, что практически скопировала тексты из современных российских газет, завуалировав только мелкие реалии ("Дети рисуют портрет маршала Петэна"). Но если кто-то хотел видеть в происходящем только режим Виши - он вправе интерпретировать лобовой смысл. Мне интереснее форма многослойного высказывания.

Comments

tal_gilas
Mar. 11th, 2019 03:21 pm (UTC)
Задумался... где грань между актуальной/острой проблематикой и т.н. вечными темами.
aldamar
Mar. 12th, 2019 05:50 am (UTC)
На вечные темы приедет меньше народу, концепция будет понятнее и, скорее всего, не будет скандала (ну, может и будет, но не из-за концепции, а, например, из-за того, что Икс правила по боевке не соблюдал). На острую проблематику приедет больше народа, концепция будет хрен поймешь и скандал будет.
Я несколько стебусь, но не сильно.
elven_luinae
Mar. 12th, 2019 10:06 am (UTC)
Сдаётся мне, что мы просто попадаем на сильно разные ролевые игры, или мне везло на сочетания "ну очень вечная тема и ноль концепции" и "вменяемое все, включая мастеров, игроков и мохито в придачу" (я тоже, если что, стебусь не сильно))).
aldamar
Mar. 12th, 2019 02:52 pm (UTC)
Ну, мне в целом заморочные концепции, модные сейчас, очень мешают, потому что уходит вагон времени на то, чтобы в них разобраться, а в целом, как показывает практика, они не особенно и нужны.
Поэтому "ноль концепции" - это прекрасно, во всяком случае, не нужно тратить время на непонятные построения.
elven_luinae
Mar. 12th, 2019 03:37 pm (UTC)
Опять же, убеждена, что в этом случае практика будет показывать совершенно разное у разных игроков :). И в итоге преимущество одного метода перед другим недоказуемо.
Для меня-то все просто, как топор - у меня не так много времени, а фантазия и способность креативить истории вроде ничего так, и игры в "ноль концепции" бесят тем, что из этого приходится выжимать что-то путное, а пустой породы в разы больше, чем при заданной концепции. Но как раз только что говорила с человеком, которому реально приятно и комфортно играть одного и того же персонажа на "просто играх".
aldamar
Mar. 13th, 2019 04:19 am (UTC)
Аналогично - свободного времени очень мало, и убивать его на разгадывание, что ж тут еще мастер хотел сказать, и прочее разбирание заумных концепций (большая часть их которых весело идет лесом на практике, как эта самая практика показывает), очень не хочется. Ну и на скандалы нарываться (потому что концепция, опять-таки, как показывает опыт - это для человека будет что-то самоценное) - тоже. Поэтому простота и ясность - наше все.
elven_luinae
Mar. 12th, 2019 08:52 am (UTC)
Частенько они смыкаются :). Могу судить по "Поезду" и "На западном фронте", где не была, но следила за дискуссиями и отчетами, и "Другим берегам", на которых была.
tal_gilas
Mar. 12th, 2019 08:54 am (UTC)
Ну вот навскидку - хотя бы тема власти, да? Ее влияния на человека.

Edited at 2019-03-12 08:54 am (UTC)
elven_luinae
Mar. 12th, 2019 09:56 am (UTC)
Власть, её влияние на человека.
Место человека в истории и важность личной истории "маленького человека".
Любовь и то, что является подделками под неё :).
Это то, с чем сама столкнулась. Другое дело, что мне не кажется правильным настаивать на широких интерпретациях - обычно происходит распыление и обесценивание темы (и игра "про любовь вообще") либо увод её в сферу размышлений каждого участника игры, а какая разница, какими философскими идеями я ворочаю в своей башке, если ни соигрокам, ни мастерам от моей мысленной работы ни жарко, ни холодно :).
Тот подход, о котором пишет Раиса - актуальная проблематика через личную интерпретацию и художественное высказывание - мне ближе.

Profile

девятнадцатый век 2
naiwen
Raisa D. (Naiwen)

Latest Month

June 2019
S M T W T F S
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30      

Tags

Page Summary

Powered by LiveJournal.com