Raisa D. (Naiwen) (naiwen) wrote,
Raisa D. (Naiwen)
naiwen

Categories:

Про актуальность на ролевых играх

А еще мы в субботу поучаствовали в мероприятии "Мастер-Зиланткон". Пришли мы туда с Натали со своими докладами и опытом своих игр, и судя по разговору, оказались интересны, хотя обратной связи получили меньше, чем хотели бы. А под конец я осталась на мероприятии, которое проводил Дядя Слава (Вячеслав Рожков): круглый стол "Остроактуальные ролевые игры", или как сделать игру на острую тему и чтобы тебя за это не посадили :) очень мне было это любопытно послушать. Но вот что получается. В ходе дискуссии я несколько раз пыталась акцентировать внимание на том, что актуальная тема и актуальная проблематика - это не одно и то же. Если мы хотим, условно говоря, сделать игру о проблемах современного терроризма, то совершенно не обязательно делать игру про реальный Беслан (поскольку этот пример приводился). На своем примере. Когда я захотела поговорить "про Майдан" (этот пример тоже звучал) и про становление гражданского общества, я сделала "Время вишен". Когда я захотела поговорить про человека под авторитарной властью, я сделала "Свободную зону". В общем, все, что я так или иначе делаю, я делаю о том, что считаю актуальным. Когда мы проводим свой семинар про исторические ролевые игры, мы говорим о том, что нам интересен в основном 19-20 века. Отчасти, конечно, просто потому, что нам это интересно и мы это лучше знаем. Но отчасти еще и потому, что проблематика новой и новейшей истории легче актуализируется. Хотя при желании можно сделать остроактуальную игру и про времена древних фараонов, и про фантастические миры. Но почему не сиюминутная современность? Переводя разговор в плоскость аналогий вместо сиюминутной актуальности, я тем самым:
- расширяю аудиторию для разговора. Делать игру "про Майдан" - значит навязывать игрокам свою картину мира. Замаскированная проблематика дает возможности не для лобовой пропаганды, а для вовлечения в важный разговор.
- мы расширяем контекст, обогащаем проблему и придаем ей квантор всеобщности.
- мы отбираем материал и подчеркиваем именно те аналогии, которые хотим подчеркнуть.
- мы видим больше и лучше на расстоянии. Мы можем лучше согласовать базовую картину мира.
Заметим, что хотя я, как историк, работаю с подготовкой ролевой игры как профессионал, максимально тщательно выверяя реалии и картину мира, но все-таки ролевая игра - это форма художественного высказывания, а не научная работа. И степень интерпретации этого художественного высказывания лежит на игроке. Когда я писала тексты "Радио Виши" ("ролевая игра может быть актуальной сатирой" - это тоже прозвучало на круглом столе), я не скрывала того, что практически скопировала тексты из современных российских газет, завуалировав только мелкие реалии ("Дети рисуют портрет маршала Петэна"). Но если кто-то хотел видеть в происходящем только режим Виши - он вправе интерпретировать лобовой смысл. Мне интереснее форма многослойного высказывания.
Tags: РИ, не про политику, параллели и меридианы, фэндом
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 26 comments