Raisa D. (Naiwen) (naiwen) wrote,
Raisa D. (Naiwen)
naiwen

Categories:

Про сериал Чернобыль

Досмотрела сериал "Чернобыль". Слушайте, это ОЧЕНЬ круто. Все знают, что я весьма скептично отношусь к современному кинематографу, и редко хвалю хоть что-нибудь. Но тут меня прямо пробрало до самых печенок. Надо сказать, что я не хотела смотреть. Точнее в данном случае - боялась смотреть. Дело в том, что с того самого времени именно Чернобыль - моя в некотором роде фобия. Я помню, что в мое время многие мои ровесники боялись ядерной войны. Почему-то именно ядерной_войны_ я никогда не боялась (наверное, где-то в глубине души всегда была уверенность в том, что при любых политических разборках все-таки сумеют остановиться и не нажать на кнопку и что в данном случае именно наличие ядерного оружия скорее выступает фактором сдерживания, а не фактором угрозы). А вот ужас перед техногенной катастрофой почему-то меня прошиб (авария на Фукусиме добавила). Мне даже кошмары в снах почти всегда снятся именно про техногенную катастрофу. И вот с таким анамнезом я на основе многих отзывов все-таки решилась посмотреть - и не пожалела. У меня было тяжелое душевное состояние в последние недели - и как ни странно, настолько тяжелый фильм сумел выдернуть меня (по крайней мере на какое-то время) из депрессняка. Потому что это фильм в первую очередь не о ядерном реакторе, а о человеке, о вере в человека. О любви, о гражданском мужестве и преодолении. Что меня поразило - это то, что фильм, неприглядно показывая позднесоветскую бюрократическую систему (и очень, очень точные интонации - не концлагерь за колючей проволокой, не тюрьма народов - а мир тотальной лжи и бюрократического глянца) - и вот на фоне этой системы рядовые советские люди (и не только рядовые, но отчасти и "люди системы" - ведь главные герои, Легасов и Щербина - это именно люди системы) показаны с удивительной любовью и симпатией. Здесь я могу только процитировать пост Olga Mareicheva потому что лучше, чем она, я не скажу:
"Это первое кино (я имею в виду и фильмы и сериалы) за много-много лет, в котором советские люди показаны с любовью.
Заметьте - я не сказала "иностранное кино". Отечественного тоже касается.
Под советскими людьми я имею в виду не "особых героических людей", у которых вместа сердца пламенный мотор, а просто тех, кто жил в советское время на советской территории. Кинематограф их не любит. Отдельные семьи, или отдельные герои, могут быть хороши, но в целом население СССР будут либо жалеть (несчастные зазомбированные рабы!), либо им будут пугать (жестокие орки!), либо ему предложат поклоняться, как сверхсуществам (богатыри, не мы... умели войну выиграть и бачок починить! Такую страну про... играли!) Особо одаренные снимают про сверхчеловеков, а на выходе получается орк-ублюдок (см. "Временные трудности").
В "Чернобыле" советские люди прекрасны. Не орки и не эльфы - люди. Есть среди них карьеристы и злодеи, но большинство - хорошие и честные. Не плакатные герои, или покорное стадо, которое гонят на убой. Люди. Они идут на смерть не потому, что в голове играет гимн, или потому что в спину стреляет кгбист, а потому что больше некому лезть в этот радиоактивный ад, а если этого не сделать, погибнут миллионы. На попытку манипуляции отвечают "нет", на честный разговор - честностью".
Вот это мне показалось очень важным: люди здесь не диссиденты, не борцы с системой. Но они действуют по приказу или вопреки системе нарушают приказы прежде всего потому, что они - люди. И принимают решения по собственному выбору и собственной совести. И им очень страшно, но - так надо.
Интересная получилась перекличка с документальным фильмом Дудя про Колыму, которая "родина нашего страха". Вот у Дудя, как я уже писала, не получилось передать истоки страха тоталитарного общества. В "Чернобыле" заявленным лейтмотивом стал не страх, а ложь. "Какова цена лжи?" - задают вопрос главные герои в начале и в конце фильма. И один из ответов, который читается между строк: цена преодоления лжи - освобождение человека. Ложь убивает - и при этом весь фильм пронизан благодарностью людям, которые в мире лжи были свободны настолько, чтобы спасти мир от возможной катастрофы гораздо большего масштаба. У создателей фильма получился удивительный рассказ про долг, совесть и правду.
По поводу технических и исторических несоответствий. Я не физик, не энергетик, говорят, что специалисты высмеяли большое количество технических несоответствий в фильме. Может быть. Не берусь судить о технических реалиях. Зато что могу сказать - в фильме очень точно (на удивление точно для зарубежного кино) воссоздан быт и атмосфера позднего СССР. Опять-таки без ужасов, без плакатного кича, без чернухи. Да, некоторое количество клюквы есть (сцена с голыми шахтерами - это явный перебор). Но в общем объеме пяти серий ее прямо на удивление мало.
Потрясающая художественная и операторская работа. Опять-таки при таком мрачном сюжете авторам удалось не скатиться в избыточный кровавый натурализм (ну, пожалуй, некоторые кадры в больнице и кадры с расстрелом животных - на мой вкус, перебор - но надо сказать, что по меркам современного кинематографа это прямо-таки на редкость целомудренное кино. И кровищи с кишками здесь почти нет).
И замечательная актерская игра. Вот эти двое в главных ролях, Легасов и Щербина - просто блестяще. Ученая дама понравилась меньше. В эпизодах тоже в основном хорошо играют. Пожалуй, единственный актер, который категорически не понравился - это Горбачев. И внешне не похож (несмотря на добросовестно нарисованное на голове пятно), и в целом образ как-то не получился. Возможно, более правильным было бы просто оставить Горбачева за кадром.
В целом фильм настолько хорош и цельный, что даже желания выискивать блох и придираться к отдельным несоответствиям не возникает. В данном случае целостность художественного высказывания важнее.
(Ну и отдельно надо отметить, что сам по себе фильм пробудил такой интерес к теме, что многие в окрестностях полезли читать в сети мемуары Дятлова и Легасова - и это тоже, надо сказать, отличный результат для фильма на околоисторическую тему. ПЛОХОЙ фильм не вызвал бы интереса)
Tags: ХХ век, кино
Subscribe

  • Сын того самого Руликовского...

    Декабристоведы знают известный отрывок из мемуаров Иосифа (Юзефа) Руликовского, владельца имения Панская Мотовиловка, который подробно описывает…

  • Видок Фиглярин...

    ...назначили меня тут внезапно на игру "Три дня" игротехническим Булгариным :) и я спешно пытаюсь за оставшиеся три дня хотя бы немного въехать в…

  • Стихи Густава Олизара.

    Внезапный граф Олизар. Пару недель назад я по просьбе сотрудницы Литературного музея в Крыму mirra_indoril, которая делала доклад о жизни…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 25 comments

  • Сын того самого Руликовского...

    Декабристоведы знают известный отрывок из мемуаров Иосифа (Юзефа) Руликовского, владельца имения Панская Мотовиловка, который подробно описывает…

  • Видок Фиглярин...

    ...назначили меня тут внезапно на игру "Три дня" игротехническим Булгариным :) и я спешно пытаюсь за оставшиеся три дня хотя бы немного въехать в…

  • Стихи Густава Олизара.

    Внезапный граф Олизар. Пару недель назад я по просьбе сотрудницы Литературного музея в Крыму mirra_indoril, которая делала доклад о жизни…