Raisa D. (Naiwen) (naiwen) wrote,
Raisa D. (Naiwen)
naiwen

Возвращение в юность

Три дня мы с Ушом гуляли в Новгороде. Гуляли мы там замечательно, и фотоотчет, наверное, будет - но я сначала не об этом.

Все дело в том, что мне случилось побывать в Новгороде почти двадцать (точнее - девятнадцать с половиной) лет назад
Мы были студентами и летом работали в Псковской археологической экспедиции. Работали мы шесть дней в неделе, а в единственный выходной день мотались по окрестностям на студенческий манер. От Пскова до Новгорода примерно три или четыре часа езды. И вот в один прекрасный субботний вечер мы взяли билеты на автобус и доехали до Новгорода. Рассчитывали мы так: приехать в Новгород в субботу поздно вечером, переночевать на вокзале, за воскресенье быстренько осмотреть город и часов в шесть вечера оттуда уехать, и в понедельник уже честно быть снова на своем раскопе. Прикатив в Новгород, мы обнаружили страшную вещь - что обратных автобусных билетов нет, все билеты раскуплены на две недели вперед. И на поезд билетов тоже нет. И вообще вернуться из Новгорода в Псков не представляется возможным. Не помню, почему нам тогда не пришло в голову ехать автостопом - по нашим студенческим нравам нам это вполне бы подошло, но, в общем, единственный путь, который нам в итоге подсказали, был такой - нужно было доехать на электричке до Луги, там подождать еще три часа и попытаться сесть на проходящий поезд из Ленинграда (тогда еще Ленинграда) в Псков. Опять-таки, не помню по какой причине, но вроде бы этот поезд ходил только по будний дням, так что нам пришлось задержаться в Новгороде до понедельника.
Две ночи мы провели на вокзале. Никаких спальных мешков у нас, опять-таки, не было, и мы расположились прямо на стульях. Стулья были, как назло, с перегородками, поэтому Натали odna_zmeia, как самая худая среди нас, умудрилась просунуть ноги под одну перегородку, а голову под другую. Голову при этом она повернуть уже не могла - малейшее движение грозило удушьем. Мы были толще и пролезть под перегородки не могли, поэтому просто сидели и кемарили на стульях. А еще нас донимали СТРАШНЫЕ комары. Непонятно, откуда взялось столько комаров на Новгородском вокзале (вроде не лес), но они нас зажрали. В общем, ко второму дню мы уже очень плохо соображали, но все же основные красоты города нам удалось посмотреть - и Кремль, и Витославлицы, и тогда еще не действующий Юрьев монастырь. Мы даже нашли деньги на то, чтобы прокатиться на кораблике по Волхову - хотя на нормальную еду у нас денег не было, и жрали мы двое суток пирожки на вокзале. Обошлось, однако, без жертв.
А когда спустя двое суток мы все-таки добрались до родного Пскова и заявились к начальнику экспедиции, то выяснили, что нас уже практически похоронили и собирались объявлять милицейский розыск - естественно, что никакой мобильной связи в то время не было, а мы вроде бы даже не удосужились сообщить о том, что уезжаем в Новгород.
Любопытно то, что на следующий год мы опять работали в Псковской археологической экспедиции, и на этот раз нас было много и руководство экспедиции сделало нам организованную автобусную экскурсию в Новгород в один из выходных дней. И вот, понимаете ли, хотя на экскурсию я тогда поехала, но как-то она совершенно не отложилась у меня в памяти. Зато вот именно та, первая поездка, с ночевками сидя на грязном вокзале, с привокзальными пирожками и возвращением кружным путем на перекладных врезалась в память настолько ярко - что, приехав в Новгород в этот раз, я себя чувствовала очень странно. Странно было от ощущения того, что в Новгород можно ехать в купейном вагоне, ночевать в хорошей гостинице, ходить обедать в хорошее кафе, и, выбираясь из пригорода, ловить такси вместо того, чтобы толкаться в рейсовом автобусе. Странно то, что сам город Новгород за двадцать лет практически не изменился - стало чуть больше магазинов и часть соборов и монастырей стало действующими, а все остальное осталось совсем прежним - а вот ты приехал в город уже совсем другой, и возврата в восемнадцать лет уже не будет.
Но все-таки правильный Новгород - это когда грязный вокзал с комарами, а не трехзвездочный "Интурист". Хотя сейчас я бы не повторила эксперимент.