?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Этот трагикомический документ, прочитанный пару дней назад в Историчке, заслуживает того, чтобы пересказать его в первый день Нового года. Ну, пересказ, впрочем, будет достаточно вольный, но суть передана точно :)
На дворе, напомню, 1863 год.

Протокол допроса крестьянина Гродненской губернии Семена Лопаты (уже смешно, хотя это нормальная фамилия для тех мест), 30 лет, неграмотный, вероисповедания римско-католического, в военно-следственной комиссии.

Начинается буднично:
- Какой ты, Семен Лопата, принадлежишь народности? (к холопу, к вчерашнему крепостному - на "ты")
(Семен Лопата, видимо, зависает, потом отвечает уверенно):
- Так это... католик!
(Комиссия, терпеливо):
- Ну хорошо... а на каком же языке ты, Семен Лопата, говоришь?
- Так это... по-местному! (радостно отвечает Семен Лопата)
(Теперь, видимо, зависает комиссия, потому что Семену Лопате повторно задают тот же вопрос):
- Так на каком языке ты говоришь?
(Видимо, кто-то подсказал Семену Лопате правильный ответ, потому что во второй раз он радостно объявляет):
- Так это... по-русски!
- Аааа (комиссия вздыхает с облегчением).
- А теперь расскажи, Семен Лопата, какие зверства чинили мятежники в вашем селе?
- Пришли мятежники, объявляли вольность и землю...
(комиссии, видимо, не нравится про "вольность и землю", потому что вопрос настойчиво повторяют):
- Нет, ты скажи, какие зверства чинили мятежники в вашем селе?
(Раза с третьего до Семена Лопаты доходит и он поясняет):
- Ну, сначала оные мятежники взяли в шинке бочку водки и раздали крестьянам...
- Так какие зверства чинили мятежники в вашем селе?
- Ну потом они взяли в шинке еще одну бочку водки и раздали крестьянам...
- ТАК ЧИНИЛИ ИЛИ НЕ ЧИНИЛИ МЯТЕЖНИКИ ЗВЕРСТВА В ВАШЕМ СЕЛЕ?
- Да, да! Они взяли в шинке... восемь... нет, десять бочек водки...
- ТАК ЧИНИЛИ ИЛИ...?
- И когда водка кончилась, главарь мятежников распорядился повесить еврея! (то есть, надо полагать, шинкаря)
- А, так все-таки чинили! (комиссия с облегчением вздыхает)
- А теперь, Семен Лопата, расскажи, как ты и твои односельчане выполнили свой патриотический долг перед государем?
- Ну я же говорю - раздали крестьянам водки...
- ТЕБЯ СПРАШИВАЮТ, КАК ТЫ ВЫПОЛНИЛ СВОЙ ПАТРИОТИЧЕСКИЙ ДОЛГ???!!!
- Ааа... ну вот когда водка-то кончилась, главарь мятежников распорядился еврея того повесить, а уж тогда мы мятежников схватили, повязали и до начальства представили...

... На этом протокол верен, за неграмотного Семена Лопату расписался секретарь комиссии.

* * *

Ну, какая же мораль у этой истории... а вот, дорогие друзья. Пусть у нас в Новом году будет всегда достаточно выпивки и пусть у нас будет достаточно мудрости, чтобы использовать эту выпивку по назначению :)
Еще раз с Новым годом всех :)

Comments

( 22 comments — Leave a comment )
maria_gorynceva
Jan. 1st, 2008 09:59 am (UTC)
Класс! как я люблю эти архивные изыскания, маргинальные пометы в рукописных книгах и т.п.! Там иной раз та-акое вычитаешь - никакой аффтар не сочинит!
maria_gorynceva
Jan. 1st, 2008 10:00 am (UTC)
Кстати: у Вас фрейдистская очепятка в последнем абзаце - "выписка" вместо "выпивка".
naiwen
Jan. 1st, 2008 12:35 pm (UTC)
Ха :) Ну пусть у нас будет выпивки побольше, а выписок и всякой прочей дурацкой бумажной волокиты - поменьше :)
maria_gorynceva
Jan. 3rd, 2008 12:57 pm (UTC)
Пусть!
И шинкарей мы вешать отнюдь не будем.
Не в шинкарях зло, а тех, кто шинок полюбил.

А вообще история такого знакового характера. Даже если дело было не совсем так, как описанов протоколе (о чём Вы пишете ниже), всё равно - просто в рассказ просится. Чеховское что-то. Поэтика "Злоумышленника" или чего-то такого.
alla_hobbit
Jan. 1st, 2008 11:07 am (UTC)
Отсюда мораль - и это восстание обломалось на еврейском вопросе. :)
naiwen
Jan. 1st, 2008 12:38 pm (UTC)
Если кто знает историю декабристского восстания Черниговского полка и особенно читал мемуары Иосифа Руликовского, тот может сравнить и убедиться в том, что в западных губерниях (на Юго-Западе или на Северо-Западе) еврейский шинок является обязательным главным пунктом притяжения для всех мятежников. И нравы за прошедшие сорок лет ничуть не изменились :)
alla_hobbit
Jan. 1st, 2008 01:28 pm (UTC)
Не, здесь мне сам подход понравился - ну пограбить еврея и на халяву напиться - это еще куда ни шло, но остаться совсем без еврея и шинка соответственно - за такое уже только скрутить и властям сдать, никак не иначе... :)
naiwen
Jan. 1st, 2008 01:31 pm (UTC)
Ага :)
Но, на самом деле, если отбросить стеб, к таким документам нужно относиться с большой осторожностью: следственные документы вообще всегда сомнительный источник, а тут мало ли что показывает перепуганный неграмотный крестьянин, который толком не говорит по-русски, и которого, к тому же, очень явно провоцируют на угодные властям показания.
alla_hobbit
Jan. 1st, 2008 01:34 pm (UTC)
Да, это-то понятно. Совсем не факт, что кто-то кого-то сдал, но все же думаю, что приказ они выполнить отказались, потому что иначе в следствии бы об этом было сказано. Во всяком случае, очень хочется так думать...
katherine_kinn
Jan. 1st, 2008 11:39 am (UTC)
Прекрасная история!
mithrilian
Jan. 1st, 2008 12:27 pm (UTC)
Можно, я это сюда утащу?
http://wirade.ru/cgi-bin/wirade/YaBB.pl?board=etno
naiwen
Jan. 1st, 2008 12:34 pm (UTC)
в принципе, любой текст, выложенный в открытом доступе, можно утаскивать, только со ссылкой.
Но я не знаю, какое это имеет отношение к занимательной этнографии и не знаю, насколько он понятен вне контекста, то есть без моих предыдущих постов и заметок :)
mithrilian
Jan. 1st, 2008 05:05 pm (UTC)
Вне контекста понятен - протестировано :) И по теме раздела еще как подходит (и вообще, его я веду, значит как скажу так и будет :)) Спасибо!
kurt_bielarus
Jan. 1st, 2008 06:20 pm (UTC)
Да, в принципе прямое. "тутэйшае" самосознание. Люди еще не знают этнонима "белорусы", но явно не считают себя ни поляками ни "москалями".
naiwen
Jan. 2nd, 2008 07:27 am (UTC)
На самом деле, если отбросить стеб, там очень много протоколов крестьянских допросов, но я читала не подряд, у меня было мало времени и я торопилась в первую очередь отобрать документы на сканирование, чтобы потом уже дома с ними спокойно разбираться. Конкретно этот протокол привлек внимание своей... бесхитростностью, что ли :)
Так вот, всем задавались дежурные вопросы про "народность и язык", что видимо связано со спецификой событий и региона (потому что обычно в таких случаях записывают только вероисповедание, российская бюрократия вообще долго не знала понятия "национальности" как отдельной категории). И некоторые определялись именно как "белорусы" (и язык "белорусский", хотя непонятно, сам ли крестьянин называл такие слова, или с его слов делала выводы следственная комиссия), другие как "поляки", многие путались, подобно Семену Лопате ("католик", "православный", "местный"), но "русскими" себя называли исключительно с "подсказки" следственных органов (тем-то надо показать, что у нас тут "исконно русский край" и "исконно русское население").
Да, документы по Гродненской и Виленской губерниям (и Ковенской, но там "жмудины") - более восточные регионы я не смотрела.
ex_amareo
Jan. 1st, 2008 01:15 pm (UTC)
Я такого поздравления ещё никогда не видел :-) С новым годом! :-)
koindil
Jan. 1st, 2008 06:36 pm (UTC)
М-да, любить после этого народ - великое дело! А еврея того жалко...
С наступившим!
naiwen
Jan. 2nd, 2008 06:02 am (UTC)
С Новым годом! :)
Да народ-то чем виноват? Народ тоже жалко, и всех тут вообще жалко - и народ, и еврея, и мятежников. Даже следственную комиссию немного жалко - уж и попотеть им пришлось :)
hild_0
Jan. 2nd, 2008 06:20 pm (UTC)
Спасибо! Так, если я правильно понимаю, его таки не повесили?
naiwen
Jan. 2nd, 2008 06:29 pm (UTC)
Ы. Конкретно из этого документа непонятно, надо читать другие документы, относящиеся к событиям в этой деревне. Но похоже, что повесили. Неизвестно только, за что - ведь не за то же, в самом деле, что водка кончилась :) Но не исключено, что за "сотрудничество с властями", которое могло выразиться, например, в том, что бедолага шинкарь пожаловался местным властям на то, что его мятежники грабят... Но это уже так, мои домыслы по аналогии с другими подобными ситуациями, которых вообще много.
indraja_rrt
Jan. 3rd, 2008 08:04 am (UTC)
Это мой личный глюк, не более того, но сам факт содержания шинка уже могли подсчитать как сотрудничество с властями. Потому что ведь монополия на водку была у государства, а государство, как некоторым (Валанчюс и др.) казалось, сознательно стремится держать народ в состоянии опьянения. Из-за обществ трезвости у Валанчюса были конфликты с шинкарями. Только, конечно, шинкарь лично здесь меньше всего виноват :(
indraja_rrt
Jan. 2nd, 2008 07:01 am (UTC)
Да-с, всё выпить - это одно, а весить - это уже другое...
А теперь с этой фамилиией у нас довольно известный политолог есть!
( 22 comments — Leave a comment )

Profile

девятнадцатый век 2
naiwen
Raisa D. (Naiwen)

Latest Month

June 2019
S M T W T F S
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30      

Tags

Powered by LiveJournal.com