?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Вскоре после подавления Январского восстания в журнале "Вестник Западной России", издававшемся в Вильно на русском языке, появился следующий текст со следующим редакционным комментарием:

Некто коренной русский, достигший глубокой старости, пред отправлением сына на государственную службу в юго-западные русские области, чувствуя приближение своей кончины и сознавая, что едва ли еще увидится с ним в здешнем мире, такие завещал ему наставления.


Наставление русскому своему сыну перед отправлением его на службу в Юго-Западные русские области
"Вестник Западной России": историко-литературный журнал, издаваемый К.Говорским. Вильна, 1865, т.1, кн. III, отд. IV, стр.241-250

В продолжение моей жизни я всемерно старался поселить в твоем сердце страх Божий и безграничную преданность царю и отечеству. Не забудь же моих внушений. Бойся Бога, но бойся Его сыновнею любовию, по внушению которой, как величайшего бедствия, ты страшился бы оскорбить Его благость преступлением Его закона! Питая такой страх в сердце, ничего и никого уже не страшись, кроме безбожников, материалистов и развратников: так как их ничто не удерживает от беззакония и увлечения других на путь нечестия и неверия. Люби искренно Россию - свое дорогое, православное отечество, жертвуй для блага его всеми силами и способностями твоими до готовности во всякое мгновение запечатлеть любовь твою к отечеству своею жизнию.
Всякую возложенную на тебя начальством должность и поручение исполняй ревностно, по совести и крайнему разумению, как верный служитель отечества. Да не совратят тебя с пути долга и закона ни лесть, ни какая-либо страсть, ни корысть, ни узы родства или дружбы, ни опасение и страх сильных земли.
Промысл посылает тебя теперь на служение отечеству в юго-западных областях России, в коих землею искони русскою владеют поляки, отчасти исстари в них поселившиеся, а большею частью полякующие, т.е. ополячившиеся потомки отцов, совратившихся из православия в иезуитский ультрамонтанизм. Несмотря на это, следуя учению православного вероисповедания, люби всех и каждого из них, оказывай им, при случае, по возможности, всякие одолжения, непротивные твоим обязанностям и закону, хотя бы ты видел враждебные тебе их чувства и знал, что они преследуют тебя злословием. Побеждай их злобу добром. Не питай в сердце твоем ни к одному из них ненависти; преследуй ненавистью только грех в самом себе, но с грешниками обращайся кротко, стараясь убедить их, что они на пути погибельном. Словом, по учению Спасителя любви врагов твоих, кто б они ни были.
Но будь осмотрителен в высшей степени в своих сношениях с будущими твоими соседями. Всего более берегись угодливости, ласкательства, лести и мнимого доброжелательства поляков и полякующих.
Не прилагай к сердцу твоему их уверений в преданности тебя, не обольщайся льстивыми их словами, поклонами, "цалусами", страшись, как острия кинжала, направленного в грудь твою, подарков их, одолжений и заимообразной ссуды деньгами.
Помни, что если допустишь себя взять от кого-либо из них хоть малейшую безделку, то они будут считать тебя самым низким человеком, провозгласят тебя между своими продажною душою, внутренно станут презирать тебя, пока ты будешь в силе и значении, постепенно овладеют тобою, сделают тебя орудием своих прихотей и козней. А в случае негодования к тебе начальства, или удаления от должности, они первые обратятся к тебе спиною, открыто станут унижать, преследовать тебя насмешками и позорить. Тогда и совесть твоя начнет терзать тебя угрызениями, что ты сам виною твоего падения и унижения.
В западной России ты легко заметишь, что помещики поляки, полякующие и шляхта, состоя в самом тесном союзе с евреями, действуют с ними на русских по одному проекту. Поэтому служителю России необходимо крайне опасаться интимного сближения не только с поляками и полякующими, но и с евреями, даже быть несколько осторожнее в обращении с последними, нежели с первыми; потому что евреи обладают чрезвычайною способностию выведывать слабости, пристрастия, прихоти и склонности тех, в коих имеют нужду, а выведав хоть одну твою страстишку, тотчас дадут знать об ней единодушным с ним полякам и полякующими и вместе с ними, общими силами, опутают тебя своими кознями и сделают игралищем своих интересов и затей.
В западных областях России, хотя очень немного, но есть еще помещики православные, происходящие от старинных русских родов; есть русские, приобревшие недвижимые имения, по воссоединения тех областей с Россиею. Таким владельцам поляки и полякующие обыкновенно причиняют всякого рода неприятности, обращаются с ними надменно, всеми мерами стараются не допускать их на дворянских выборах до поручения им какой-либо общественной должности; затевают против них ябеднические иски, побуждают евреев заводить с ними процессы, чернят их в обществе, особенно пред правительством, злословием, явными и тайными клеветами. В противопуложность таким действиям поляков и полякующих, долг истинно русского, состоящего в юго-западе России на государственной службе, оказывать местным русским всевозможное, законное покровительство; предостерегать их от затеваемых против них козней, подавать им руку помощи, опровергать распространяемые на них клеветы, выставлять пред начальством лживость польского об них злословия и поручать им исправление общественных в том крае должностей.
В тех же областях, как всему миру известно, помещики и шляхта всячески позорили, преследовали насмешками, угнетали насильственными мерами, доводили до крайней нищеты и уничтожения православных священников, усиливались клеветами и кощунством отчуждить их от руководствуемого ими народа, сделать их ненавистными ему, выставляя их корыстолюбцами, невеждами и грабителями. Ты как православный русский, надеюсь, будешь оказывать православным священникам соответственное их званию уважение, защищать их от преследований и клевет, утешать их в горестном положении, подавать им самые искренние, добрые советы во всех обстоятельствах их жизни.
С исповедующими православную веру поселянами юго-западных областей России обращайся кротко, приветливо, снисходительно. Если бы, напр., поручено было тебе взыскать с них подать или заставить испрвлять какие-либо земские повинности и работы, требуй от них должного с терпением, действуй на них убеждениями. Если бы даже привелось тебе испытать со стороны их грубость или дерзость, великодушно прощай им все это, впрочем, без ущерба твоих служебных обязанностей и казенного интереса.
Вообще, действуя на поселян тех областей, ненадобно забывать, что они в течение четырех почти веков переносили тягостнейшее египетской неволи порабощение от поляков и ополячившихся, которые, вместе с ксендзами и жидами, всеми родами угнетений, терзаний и мук старались довесть их до скотского состояния и лишить их всякой собственности, даже человеческого смысла.
Высасывая от поселян всеми муками рабства деньги и поземельные доходы, поляки и полякующие владельцы земли в западных русских областях переводили в Париж к своим эмигрантам, с целию составить огромный денежный фонд, для поддержания давно затеянного ими бунта. Теперь доведенные до крайности, а некоторые из них даже до необходимости продать свои недвижимые имения, они употребляют все хитрости и уловки, чтобы сбыть их своим единомышленникам, или, по крайней мере, под разными видами и предлогами, евреям, всячески не допуская и препятствуя русским приобретать их имения. Это новое направление деятельности поляков и полякующих помещиков, для обеспечения в будущем западных русских областей от мятежных вспышек тех помещиков, возлагает на каждого русского, имеющего вес и значение в государственной администрации тех стран, священный долг препятствовать полякующим в осуществлении таких сделок, приглашать русских капиталистов и содействовать им в приобретении недвижимых имений.
Во всех обстоятельствах твоей службы на западе России не забывай, что хотя в поляках и полякующих этого края течет славянская кровь, но все они непримиримы, дышащие адскою злобою, заклятые враги России и православия. Если бы поляки вспомнили, что Польша первоначально была оглашена учением восточного православия, а предки полякующих были православными, то те и другие легко могли бы перейти в недра православной церкви, и тогда они совершенно на деле примирились бы с русскими, составили бы с ними семейное единство. Но ксендзы бдительно стерегут и отвлекают их от такого намерения. Поэтому теперь, хотя Провидение смирило поляков и полякующих до того, что они скрывают пред русскими свои задушевные чувства, прикрывают их лестию и мягкими словами, пытаются даже говорить с русскими по-русски, чтобы усыпить их бдительность; но при всем том поляки и полякующие дышат непримиримою против нас ненавистию, привитою им исстари иезуитами и питаемою в них латинскими ксендзами. Особенно же теперь, лишившись права наслаждаться терзанием крестьян и обращать их в рабочий скот, проникнутые до костей духом и правилами иезуитов, они никогда не престанут затевать тайные планы к потрясению и пагубе России. Знание всего этого должно внушить каждому русскому, как ему обращаться и действовать в западных областях России.
Обыкновенно поляки и полякующие тех областей позорят и обзывают русских чиновников взяточниками и грабителями, - хотя нет более жадных и бессердых взяточников, как те же поляки и полякующие, нет более падних на лихоимство, более пронырливых и способных всеми мерами добиться так называемых доходных казенных должностей. У этих чиновников есть даже правило - нажиться как можно скорее и как можно больше на счет России и русских. Правило это даже вошло в число догматов известного польского катехизиса. Из этого следует, что на каждом русском, состоящем на службе западного русского края, лежит священный долг быть в высшей степени бескорыстным и стараться незазорным поведением доказать лживость клевет, коими поляки и полякующие - эти первые взяточники во всем мире - помрачают доброе имя русских чиновников.
Так как ты хорошо учился в гимназии и в университете, даже специально изучил математические науки, - особенно инженерную часть, то, может быть, начальство определит тебя когда-нибудь на такую службу. Чрез руки инженеров, техников, строителей проходят большие казенные суммы, способствующие нередко служащим наживаться за счет казны, как наживаются некоторые поставщики провианта, архитектора казенных построек и проч. Службою в таких ведомствах очень дорожат поляки и полякующие и всеми средствами стараются втереться и поступить на службу в такие ведомства, в которых обращаются громадные казенные суммы, и придуманы разные искусные бюрократические формальности и строгая на взгляд, но запутанная, отчетность, которая способствует служащим скрывать свои злоупотребления. Но если бы тебе довелось служить в каком-либо подобном ведомстве, то будь в высшей степени честен, довольствуйся одним своим жалованием, не обременяй своей совести казнокрадством, не впутывайся в дела зазорные. Напротив того, обстоятельно выведав все тайники казнокрадства, укажи на них своему начальству для пресечения зла в самом корне.
Поляки и полякующие вообще обладают неподражаемым искусством ослеплять своею лестию и своим падам до ног и лиц, состоящих на высших степенях администрации. Поэтому в продолжение твоей службы берегись всемерно поляков и полякующих, служащих с тобой в одном ведомстве, вкравшихся своим угодничеством и лестию в доверие твоих начальников - тем более, что такие поляки и полякующие, приблизившись к высшим степеням управления, обыкновенно выведывают государственные тайны, сообщают их темными путями врагам России, даже передают в самых верных копиях иностранным журналистам тайные правительственные постановления, а для отклонения от себя подозрения в столь подлой измене отечеству, помрачив прежде злословием и клеветами пред начальством талантливых и ревностных русских чиновников, - на них наводят подозрение в этой измене.
В обращении с поляками и полякующими опытное благоразумие требует сдержанности во всех отношениях: оно внушает не входить с ними в искренние связи, не верить им даже тогда, когда они пред русскими бранят своих братий. Как ласкательство, лесть и мнимая их откровенность, так и порицание ими своих соотчичей, не более как искусство выведать от русских задушевные тайны, похоже на обольщения, коими блудница Далида выведала от Самсона тайну непреодолимой его силы телесной. А поляки и полякующие, после напрасно израсходованной лести, ухаживанья и вкрадчивости, после неудачи такими путями проникнуть во глубину души русского, узнать сокровенные его тайны, - обыкновенно заводят с ним споры, стараются язвительными колкостями вывесть его из терпения, вызвать его на откровенность и его же самого провозглашают в обществе задорным. Таким образом очернив доброе имя русского в публике, посеяв в ней дурное об нем мнение, наконец нередко вызывают его, по самом вздорному поводу, на дуэль, стараясь всеми средствами погубить, стереть с лица земли талантливого, опасного для них, честного и неизменного в своих убеждениях русского. Такие сведения достаточны внушить каждому русскому благоразумную осторожность в обращении с поляками и полякующими.
Не верь и мнимым русским, утверждающим, будто поляки и полякующие составляют какую-то интеллигенцию западных русских областей; будто поэтому снова надобно допустить их к деятельному участию в заправлении делами этих областей и опять подвергнуть произволу их православный народ западного края. Особенно замечательной интеллигенции, говоря по правде, вовсе нет у этих господ. Беспристрастный наблюдатель легко может удостовериться, что каждый образованный русски далеко превосходит интеллигенцию помещиков поляков и полякующих, способную только к мятежам и бунтам против всякого, - какое б оно ни было, - правительства. Эти паны учились плохо; немногие из них познакомились кое-как с универсистетским образованием; ученых между ними почти нет, тогда как огромная масса русских может соперничать, в этом отношении, с европейскими знаменитостями. И самое учение поляков направлено к политическим, сторонним для науки, целям. Интеллигенцию их превозносят или сами поляки, которых множество в России, и в одном Петербурге, как говорят, с лишком 40 тысяч, или задобренные ими журналисты, и отчасти русские, усиливающиеся разными проектами снова закабалить крестьян в крепостное состояние, а преимущественно выкидыши России, болеющие желанием произвесть в ней смуты, кровопролитные междоусобия и перевороты, чтобы хоть на несколько времени попасть в русские Робеспиеры, Мараты, Дантоны и Ко.
Ты еще молод и, вероятно, вздумаешь когда-нибудь жениться. Держись же крепко за сердце и берегись обольщения какою-либо полькою. В ремесле увлекать едва ли в целом мире найдутся искуснее обольстительных полячек. Оне не следуют рабски текущей моде, а заботятся наряжаться только к лицу так, чтобы природная красота их выставлялась поразительнее и чтобы своими ухватками и позами вернее увлекать в свои сети мужчин. Для этой цели оне неподражаемо искусно умеют притворяться, играть всякие роли, применительно к характеру и вкусу тех, кого желают прельстить; представляются то меланхоличками, то резвушками, то простодушными и невинными, то будто беспечными и беззаботными. Не верь, русский, этим фокус-покусам! все это ловкая игра, все это обман и ложь. Вышедши замуж за русского, польки искусно успевают выведать все тайны, подметить его склонности, порывы, прихоти, слабости, недостатки и, составив их таких сведений свое оружие для угождения по временам своим мужьям, или терзания их, совершенно, наконец, порабощают музей своей воле и прихотям, употребляя для того, когда нужно, и свои спазмы, мигрени, даже обмороки. Короче: с женою полькою ты поселишь в твоем доме ад. Прежде всего, посредством угождения твоему вкусу, твоим склонностям и увлечениям, жена полячка овладевает тобою до того, что ты пристрастишься к ней до безумия, затем экзальтированная ксендзами до фанатизма, подстрекаемая и руководимая ими в деле пропаганды, не даст тебе ни на минуту покоя, усиливаясь совратить тебя с пути чести, веры и долга, умертвить в тебе веру в чистые истины православного учения церкви, сделать тебя равнодушным, индифферентым к нему, и постепенно, всеми женскими хитростями доведет тебя не только до проступков, упущений и пристрастий по службе, но даже до лихоимства и измены государственным интересам. Она будет шпионкою всех твоих действий, всех порученностей, возлагаемых на тебя начальством, будет передавать об этом сведения ксендзам и своим соотчичам - тайным врагам России. Если пойдут у тебя дети, то жена полячка то насмешками и лакомствами, то гневом и бранью, то прельщениями и хитростями будет стараться совратить детей твоих в иезуитский папизм, поселить в них ненависть против православной церкви и всего русского, и сделает их, если не явными, то тайными папистами.
Из этого очевидно, что разве под тем единственным условием русскому можно с меньшею опасностию жениться на полячке, когда она по искренней любви к нему, еще до брака перейдет в недра православной церкви, познакомившись предварительно с чистым учением православного вероисповедания посредством изучения православного катехизиса, переведенного и на польский язык, также выучив хотя несколько восторженных молитв, утренних и вечерних, составленных великими светильниками св.церкви, святыми Василием Великим, Златоустом и другими. Тогда с женою, хоть и полячкою, но усвоившею себе учение православного христианского вероисповедания, русский был бы по крайней мере безопасен от частого посещения его дома ксендзами, от вмешательства их в домашние обстоятельства и расстройства ксендзами супружеского союза и подрыва религиозных убеждений в потомстве от смешанных браков.
Вообще, сын мой, постоянно помни, что ты русский, что ты сын единой истинно-апостольской церкви, - и ты не совратишься в стропотные пути беззакония, не будешь слепым или зрячим орудием фанатизма ультрамонтан, и благословение Божие, - источник истинного счастия, всегда будет осенять тебя во всех действиях, трудах и намерениях твоих.

Авдий Востоков.


Между тем простым поиском нетрудно выяснить, что под псевдонимом "Авдий Востоков" писал человек достаточно известный и небезыинтересный.

Отец Анатолий Мартыновский (до пострижения Августин Васильевич) — архиепископ могилевский, сын униатского священника местечка Мясновки, Подольской губ., род. в 1793 г., когда отец его перешел уже в православие, ум. 8-го августа 1872 г.
Первоначальное образование получил в Шаргородском духовном училище, куда отдан был 8 лет; в 1801 г. переведен в Каменецкую духовную семинарию, где прошел обычные курсы риторики, философии и богословия, прочно усвоил латинский, греческий и немецкий языки. Своими способностями и трудолюбием он обратил на себя внимание тогдашнего архиепископа подольского Иоанникия, который приблизил его к себе и в конце 1812 г. назначил учителем рисования, а в 1813 г., по окончании Мартыновским курса, — учителем класса инфимы, уговаривая его при этом принять монашество. Но Мартыновский, под влиянием советов своих родителей, в 1817 г. женился и поступил священником в м. Граново, Гайсинского уезда. Чрез год он овдовел и, оставив приход, поселился в Каменец-подольском монастыре. В 1821 г, Мартыновский был назначен преподавателем каменецкого духовного училища, а затем и семинарии, где преподавал польский язык. В мае 1822 г. Мартыновский принял монашество с именем Анатолия, "решившись, — как говорит он в своей автобиографии, — искреннейше, насколько есть силы, посвятить себя Христу, предать себя Его воле, и с благоговейным целованием и любовью своего духа принять на себя иго Его благое". С целью получить высшее богословское образование, Анатолий оставил училищную службу и поступил в 1823 г. на старший курс Киевской духовной академии, откуда чрез два года выпущен, как лучший студент, бакалавром по Священному Писанию и польскому языку.
4-го мая 1829 г. отец Анатолий возведен в сан архимандрита, назначен ректором Курской семинарии и настоятелем Николаевского монастыря, а 14-го апреля 1832 г. переведен ректором Новгородской семинарии и настоятелем Антониева монастыря. Здесь произошло его столкновение с известным Никодимом Казанцевым, описанное последним в его воспоминаниях о митрополите московском Филарете ("Чтения в общ. ист. и др. рос." 1877 г., апрель — июнь). Хотя это обстоятельство и окончилось, по-видимому, благополучно для отца Анатолия, тем не менее имело большое влияние на всю его последующую служебную карьеру, так как о нем в высших духовных сферах сложилось убеждение, что он человек неспокойный, неуживчивый.
29-го июня 1840 г. отец Анатолий был назначен епископом екатеринбургским, викарием пермской епархии, чрез год — 10-го июня — переведен викарием на Волынь, а 22-го ноября 1844 г. назначен самостоятельным епископом могилевским.
Возведенный в 1853 г. в сан архиепископа, отец Анатолий, в июле 1860 г., уволен по прошению на покой в Гербовецкий монастырь, кишиневской епархии, где и скончался. Отец Анатолий отличался большою любознательностью, всестороннею начитанностью и образованием. Вместе с тем, он был художником, серьезно занимавшимся живописью. Памятником его художественной деятельности остался иконостас в его домовой церкви и Гербовецком монастыре, к сожалению, уничтоженный после его смерти невежественными монахами-молдаванами. Из обширной переписки отца Анатолия видно, что он прекрасно понимал задачи епископского служения вообще и в частности те ближайшие цели и запросы, которые предстояли ему в западнорусских епархиях. В его деятельности много черт, достойных подражания со стороны его преемников.
"Основная цель его — благолепие храмов Божиих. Он строил новые и украшал существовавшие храмы. Богослужения совершал с глубокой сосредоточенностью и благоговением. Его усилиями в монастырях и приходах Могилевской епархии были восстановлены забытые традиции крестных ходов. Преосвященный Анатолий заботился о религиозном воспитании своей паствы, вел непрестанную борьбу с раскольниками и католиками. Он уделял много внимания улучшению быта подведомственного духовенства, а от последнего требовал неленостного проповедования слова Божия. Внимательно, с любовью следил преосвященный Анатолий за умственным и нравственным состоянием воспитанников семинарии и духовных училищ. Много сил и средств положил он, создавая приют для девиц-сирот духовного звания. Простотой своей жизни, благосердием, участливым отношением к людям преосвященный Анатолий заслужил глубокое уважение окружавших его лиц. Нестяжательность его простиралась до готовности отдать все свое достояние. Всю свою жизнь архиепископ Анатолий занимался литературным трудом и общественной деятельностью.
Выйдя, вследствие разных неблагоприятно сложившихся для него обстоятельств, на покой, архиепископ Анатолий переносил большие неудобства и скучал бездействием".

Памятниками его литературной деятельности служат: 1) "Слова и беседы на праздничные воскресные дни и по разным случаям", 5 частей, 1853—66 г.; 2) "Вера, надежда и любовь", изложенные в беседах и размышлениях с присовокуплением духовных стихотворений, 2 части и два изд. 1848 и 1867 г.; 3) "Об отношении римской церкви к другим христианским церквам и ко всему человеческому роду", под псевдонимом: "Записки Авдея Востокова", 2 ч. 1-е изд. 1857 г., 2-е изд. 1864 г.; за это сочинение автор удостоен был в 1860 г. степени доктора богословия; 4) "Досуги архиепископа Анатолия", с портретом автора, 1868 г.; 5) "Об иконописании", 1-е изд. 1845 г., 2 е — 1867 г. Кроме того, весьма много статей Анатолия по разным вопросам помещено было в некоторых повременных изданиях, напр., "Страннике", "Вестнике Юго-Западной России" и др. М. Едлинский, "Анатолий Мартыновский, архиепископ могилевский и его литературные труды", Киев, 1889 г. — "Кишин. Еп. Вед.", 1872 г., № 18. — Записки Никодима Казанцева в "Чт. в общ. ист. и др. рос.", 1877 г., кн. 2. — "Подол. Еп. Вед." 1878 г., № 21. — "Киевская Старина" 1882 г., май и 1884 г., июнь. — "Труды Киевск. дух. акад." 1883 г., ноябрь.


Других комментариев к документам, полагаю, не требуется.

Comments

( 27 comments — Leave a comment )
maria_gorynceva
Jan. 5th, 2008 07:57 am (UTC)
Спасибо. Сохранила себе на винт.
Нравится мне название "полякующие". Я теперь буду знать, как назыаться.
И ещё обрадовал пассаж о деньгах, собранных с поселян и переводимых в активы швейцар... пардон, парижских банков. И даже как-то не смешно уже...
naiwen
Jan. 5th, 2008 10:41 am (UTC)
*** И ещё обрадовал пассаж о деньгах, собранных с поселян и переводимых в активы швейцар... пардон, парижских банков. И даже как-то не смешно уже...

Ну да, за прошедшие сто сорок лет риторика мало поменялась...
ringlin
Jan. 5th, 2008 10:24 am (UTC)
Читаешь и думаешь, что такую манию лечат только шоковой терапией... :(
naiwen
Jan. 5th, 2008 10:39 am (UTC)
Я специально привела документ безо всяких комментариев и ниже биографию этого священника, потому что в целом видно, что как бы не все так просто. Мания, конечно, производит отвратительное впечатление :(, с другой стороны - судя по приведенной биографии, этот архиепископ, наверное, был неплохим священником и неплохим человеком. И, в общем, я постараюсь потом привести совершенно зеркальные документы с противоположной стороны, где скажем польские повстанческие власти и польская эмиграция тоже не слишком стеснялись в выражениях относительно и православия, и русских вообще.
Тут другое поражает - не чья-то личная или даже групповая мания (ксенофобия была, есть и будет есть, увы), а то, что это печатается в официальном правительственном издании и явно, так сказать, "с поддержкой и одобрением". Вот тут остается только развести руками :(
helce
Jan. 5th, 2008 11:35 am (UTC)
"Тут другое поражает - не чья-то личная или даже групповая мания (ксенофобия была, есть и будет есть, увы), а то, что это печатается в официальном правительственном издании и явно, так сказать, "с поддержкой и одобрением". Вот тут остается только развести руками :("

А ты не думаешь, что процесс шел как раз наоборот - это была _заказная_ тема для статьи от этого самого правительства?
Я еще не прочитала и половины, как подумала, что корпус мировых исторических источников содержит столько "поучений сыновьям", начиная как минимум от Людовика 11-го, что автору этой стилизации есть, у кого поучиться, что ж он этого не сделал, если человек образованный? (Что это не подлинное письмо сыну, а довольно неважная "подделка", ясно уже в начале). Ну, а с середины стало уже просто противно. Хочется спросить: и найдется дурак, который примет эту специализированную должностную инструкцию за подлинное "письмо папеньки"? ;)

Особенно умилило вот это суровое порицание польским женщинам:
"Оне не следуют рабски текущей моде, а заботятся наряжаться только к лицу так, чтобы природная красота их выставлялась поразительнее" :))
И вообще, цели у меня другие, а вот средствам, которые используют полячки (если верить этому тексту), я бы охотно выучилась. ;)
naiwen
Jan. 5th, 2008 11:44 am (UTC)
Нет, это-то понятно, что тема заказная и статья заказная, но степень заказанности может быть разной :) Может быть, автор искренне пишет то, что думает, а его искренностью, так сказать, пользуются; может быть он отрабатывает оплаченный заказ, а может быть он вообще подмахивает не глядя кем-то за него составленный текст. Толком не зная, что за человек (а судя по биографии, человек-то вроде бы должен быть приличный), трудно так сказать однозначно.
Ну а то, что священник порицает женские средства обольщения, в целом не удивительно :) (только в публикации этот Авдий Востоков священником не обозначен, но одно другому не противоречит).
Насчет же того, что кто-то мог принять письмо за подлинное - мне кажется, поскольку читала журналы все-таки образованная публика, то люди должны были понимать правила игры.
odna_zmeia
Jan. 5th, 2008 07:16 pm (UTC)
Рай, он _монах_. Монах, а не священник, понимаешь? У них немного разные взгляды на брак.:)
Я бегло просмотрела, у него свои дети-то были?:)
naiwen
Jan. 5th, 2008 07:25 pm (UTC)
кажется, были до того, как он подстигся в монахи.
odna_zmeia
Jan. 5th, 2008 07:12 pm (UTC)
??? А где ж ей еще печататься, мании-то? Это же правительственная позиция, государственная, вот она и печатается.
Вот поэтому повстанческая риторика такого отвратного впечатления не производит.
naiwen
Jan. 5th, 2008 07:30 pm (UTC)
Так вот и думаешь - какой левой задней пяткой думало правительство, что не стеснялось выставлять такое в качестве государственной правительственной позиции? То есть не - не стеснялось, а не боялось, вот. Ведь мало того, что глупо, так еще и стремно: парочку таких публичных писем, и можно еще парочку восстаний на голову поиметь... и люди, что характерно, в своем праве будут, потому что в подворотне за такое морду бьют, а когда государство изъясняется языком подворотни, то не грех и государству морду начистить. Именно правительственная безбашенность поражает - ну не идиоты ли?
anariel_rowen
Jan. 5th, 2008 04:17 pm (UTC)
Начало тошнить уже на первом абзаце...
indraja_rrt
Jan. 5th, 2008 08:51 pm (UTC)
Да после такого вообще страшно туда на ту государственную службу отправляться!

Ага, вот как нравы меняются - позже такого рода вещи уже хотя бы не провозглашались публично.
hild_0
Jan. 6th, 2008 01:09 pm (UTC)
А что значит "полякующие"?
...Ужас какой, кругом враги, монстры и звери. Захваченные земли почему-то считаются исконно русскими, а их жители - гнусными злодеями потому как недовольны, что их захватили.
А про скотское обращение с крестьянами - кто бы говорил.
indraja_rrt
Jan. 6th, 2008 03:57 pm (UTC)
Не "почему-то". Были даже "научные теории". Смотри ту статью Береснявичуса про то, что попытки такой аргументации в таких ситуациях - неизбежны и общеприняты.
hild_0
Jan. 6th, 2008 04:04 pm (UTC)
Нафиг такие статьи. Устала.
indraja_rrt
Jan. 6th, 2008 07:33 pm (UTC)
Извиняюсь...
hild_0
Jan. 6th, 2008 08:00 pm (UTC)
Да все в порядке. Просто я это очень тяжело воспринимаю - взаимную ненависть, вы монстры, а вы вообще гады, а вы должны бы быть как мы, но чисто по злобе почему-то не хотите... Вот прочла это дело о костеле, который разрушили (Kęstaičiai), а сегодня читала истоию - в пооследние века в ВКЛ с православными и их храмами обходились примерно так же...
Обе стороны мне не чужие, поэтому очень тяжко и больно читать такие вещи. Фигня какая-то. Понимаю, что это чисто моя проблема, причем проблема дурацкая:(
Больно от того, что русские на нас (воспринимается именно так!) смотрели, больно от того, что русских, которые здесь иногда называют пятой колонной потому что оно кому-то надо.
Смотрю еврейские открытки - тоже старнно и горько потому что это было и не стало.
То ли прав был мудрый человек, сказавший, что главная наша проблема, это жуки, которые в голове, то ли понемногу проникаюсь мастерской точкой зрения "всех жалко"?
Даже не жалко, а как-то иначе... Не знаю.
naiwen
Jan. 6th, 2008 08:17 pm (UTC)
вот это прочти: http://magazines.russ.ru/slo/2001/1/mv4.html
какой-то такой хороший материал... грустный и светлый одновременно. Выбрела на него по всяким ссылкам.
indraja_rrt
Jan. 6th, 2008 08:26 pm (UTC)
А я ещё сомневалась - посылать вам ссылку или нет :) А у Хильд уже должна быть ;)
indraja_rrt
Jan. 7th, 2008 08:51 am (UTC)
З.Ы. Но куда большей частью статья о другом и важном, о поисках мифологии (случается такое с некоторыми) и силе романтизма ;) Разве что статьи надоели вообще.
hild_0
Jan. 11th, 2008 08:37 pm (UTC)
Я написала, что именно мне надоело.
Извини.
kurt_bielarus
Jan. 13th, 2008 08:39 pm (UTC)
А вы не читали "Заходнерусізм" Цвикевича? Очень интересный анализ общественной мысли в "Северо-Западном крае" в 19в.
naiwen
Jan. 14th, 2008 03:01 am (UTC)
Нет, пока не читала. В сети есть?
kurt_bielarus
Jan. 14th, 2008 09:30 am (UTC)
Кажется, нет. Но в российских крупных библиотеках видел. Классическая работа.
Из нового есть на русском "История белорусского национализма" Валера Булгакова. Но ее раскритиковали. Там и вправду много спорно. Но интересно.
naiwen
Jan. 14th, 2008 05:31 pm (UTC)
Спасибо. Я посмотрю в Историчке, но реально даже если там есть - не знаю, когда успею прочесть, у меня очень мало возможностей ходить в библиотеку :(
А можете порекомендовать что-нибудь внятное по истории Католической церкви в этом регионе?
kurt_bielarus
Feb. 8th, 2008 09:05 pm (UTC)
Есть коллективная обзорная работа "Канфесіі на Беларусі (к.18-20ст)". (Грыгор'ева, Завальнюк, Навіцкі, Філатава)

Была издана в Минске в 1998 году.

Еще есть работа видного "западноруса" 19в. Кояловича "Воссоединение западнорусских униатов" :) Понятно какой направленности.

Остальное, боюсь, прошло мимо меня.
naiwen
Feb. 9th, 2008 04:01 am (UTC)
Ага, спасибо. Ту, которая коллективная, я уже немного почитала; Кояловича в принципе знаю, но эту книгу не читала.
( 27 comments — Leave a comment )

Profile

девятнадцатый век 2
naiwen
Raisa D. (Naiwen)

Latest Month

June 2019
S M T W T F S
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30      

Tags

Powered by LiveJournal.com