?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Теперь я выскажу свою версию о деревнях Шукштаны и Яворовке. Хотя, повторюсь, точного ответа я не знаю, но в имеющуюся картину мой ответ укладывается. Индрая и Хильд, на мой взгляд, ближе подошли к правильному ответу, чем Ринглин.

Так вот. Яворовка - не деревня в прямом смысле слова, а шляхетская околица. Жителей злополучной Яворовки подвели документы о дворянском происхождении - те самые, которых они, наверное, долго и упорно ранее добивались. Теперь "благородное происхождение" оборачивается против них: официальная доктрина объявила главным мятежным классом, повинным во всех бедах, польское дворянство. А, поскольку в западных провинциях было все, как уже говорилось, достаточно проблемно и с определением дворянства, и с определением национальности (тем более, что царская бюрократия в то время вообще практически не знала понятия "национальность" - только понятие "вероисповедание"), то бюрократическая мысль выдвинула предложение о том, чтобы считать поляком "всякого католика любого сословия, кроме крестьянского" (неплохие новости этнографии, а?).
Помимо национальной, заодно и сословно-социальная структура общества переворачивается с ног на голову: те, кто недавно гордился своей пусть формальной, но все же принадлежностью к "высшим классам", теперь моментально оказываются в самом низу общественной лестницы, в роли самой низшей социальной страты населения, беззащитной и подверженной любому произволу.
И, естественно, никто не будет всерьез разбираться в степени реальной или мнимой виновности жителей Яворовки, кто там на самом деле кого кормил, прятал и переправлял. Безусловно, какая-то часть жителей (может, и бОльшая) это делала. А кто именно - не так важно, раз они виновны в самом факте своего происхождения.

Иное дело - Шукштаны. Жители этого села - видимо, крестьяне. По всей вероятности, литовцы (судя по месту жительства, на севере Ковенской губернии других практически нет). И, возможно, даже не католики - в этом регионе живет протестантская община (хотя этого по тексту точно не понять).
Крестьяне считались "верноподданным" сословием, противопоставленным "мятежному дворянству". Поскольку с происхождением и вероисповеданием крестьянам в этом регионе тоже не все было ладно, то новости этнографии в этой области продолжились. В частности, сначала пришлось отвергнуть замечательную формулу "исконно русское православное крестьянство края", ее заменили на более политкорректную "исконно русское крестьянство". Но, поскольку в такой формулировке в частности с теми же крестьянами Ковенской губернии опять-таки выходило не хорошо, то появился невероятный гибрид: "...А народности не польской, а исконно литовско-славянской..."
Крайне напуганные первоначальным участием части крестьян в восстании, власти всячески попытались заигрывать с тем самым крестьянством, наивные мятежи которых еще вчера разгонялись с помощью войска. И целей своих, по крайней мере частично, по-видимому добились: после объявления дополнительных льготных условий крестьянской реформы в крае крестьяне в восстании участвовать перестали, а наоборот активно участвовали в вылавливании мятежников.
Поэтому произвол подполковника Карпова в отношении жителей села Шукштаны никак не вписывался в правительственную концепцию, и незадачливый вояка получил от начальства нагоняй. Однако нельзя не заметить, что незаконно отобранные денежки-то крестьянам так и не вернули :)

Такой вот своеобразный коммунизм в одном отдельно взятом Северо-Западном крае...

Comments

( 4 comments — Leave a comment )
murmyak
Feb. 1st, 2008 06:05 am (UTC)
Мда... вот уж действительно - "новости этнографии"...
hild_0
Feb. 2nd, 2008 01:43 pm (UTC)
"Я фигею, дорогая редакция"
naiwen
Feb. 2nd, 2008 06:49 pm (UTC)
а что не так? :)
hild_0
Feb. 4th, 2008 06:37 pm (UTC)
Да нет, все так. Это я про ситуацию.
( 4 comments — Leave a comment )

Profile

девятнадцатый век 2
naiwen
Raisa D. (Naiwen)

Latest Month

June 2019
S M T W T F S
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30      

Tags

Powered by LiveJournal.com