Raisa D. (Naiwen) (naiwen) wrote,
Raisa D. (Naiwen)
naiwen

Category:

Историческое мимоходом...

Попалась тут любопытная история. Любопытным показалось не столько с точки зрения очередных полицейских действий Северо-Западной администрации (это уж не новость), сколь заинтересовали фигуранты - участники конфликта.
Для ролевой игры - превосходный, можно сказать, правильно игротехнически развитый сюжет: власти, духовенство двух конфессий, майор-ренегат, мудрый крестьянин...
Объективность мемуаров и других данных, разумеется, проверить невозможно.

(Взято из книги "Канфecii на Беларусi", так что цитаты, там где они есть, приводятся в "обратном переводе"...)


После Январского восстания на территории Северо-Западного края массово закрывались костелы и католические монастыри. Закрытые костелы часто переделывались в православные церкви. Преобразования костелов в церкви в разных местах происходили по-разному: иногда тихо и незаметно, а иногда столкновения принимали достаточно острый характер и прекращались только после вмешательства генерал-губернатора. Бурная история случилась, например, при закрытии костела в м.Юравичи Минской губернии.
Еще в 1864 году православный епископ довел до сведения Муравьева, что духовенство этого костела постоянно вмешивается в дела православных. Были затребованы сведения о костеле и позиции его священнослужителей в восстании 1863 года, которые были представлены военным начальником уезда. Изложив историю костела ("основан иезуитами в 1746 году и, согласно с легендой, переделан из православной церкви, в которой осталась чудотворная икона Божьей Матери...") и сообщив тот факт, что костел был закрыт за участие в восстании 1831 года, однако впоследствии возвращен верующим, далее военный начальник сообщал: «...юридических фактов об участии ксендзов в мятеже хотя и нет, однако заставляют сомневаться в их политической благонадежности…»

Муравьеву этих известий было достаточно, чтобы распорядиться о скорейшем закрытии костела. Правда, он подтвердил, что все должно быть проведено тихо и благопристойно; чудотворная икона Божьей Матери должна была остаться в православной церкви, которую должны были открыть в переделанном здании костела. О дальнейших событиях сохранились воспоминания викарного ксендза Сенчыковского (впоследствии ярого сторонника «располячивания» костела): «В Юравичах я встретил роту солдат, которые в течение четырех часов рубили в костеле алтари, статути 12 апостолов и орган, который стоил 6 тыс. руб… Это потрясло меня до глубины души. Рота солдат была под командованием военного начальника повета майора Стефановича, ярого фанатика-поляка. Но для того, чтобы показать свою преданность России, он взялся рубить алтари.
… После такого вандализма и неуважения Бога в присутствии моем и католиков Стефанович обернулся к католикам со словами: «Глядите, Ваш костел уже православный, «Матка Боска» (чудотворная икона Божьей Матери) уже приняла православие. Потому и вы принимайте православие, а правительство каждому принявшему православие даст награду – по 30 руб.» Однако тут вышел вперед 80-летний старик, поклонился и сказал: «Не хотим менять лучшую веру на худшую». – «Как на худшую?» - крикнул майор Стефанович. Старец, нисколько не обескураженный, сказал: «А как же, пан, не худшая, коли вы за отказ от нашей веры еще 30 руб. впридачу даете! Я, если меняю коня, то всегда даю впридачу, если мой конь худший. И все так делают».

Однако на этом дело не закончилось. Католическое духовенство не желало терять приход в хорошем месте. Минский римско-католический епископ Войткевич предписал декану покинуть приход, а прихожан (в число которых входили в том числе жители м.Юравичи и других окрестных сел и фольварков – всего 484 человека) приписать к часовне, которая находилась тут же в Юравичах. Распоряжение римско-католического епископа вызвало недовольство местных властей и православного духовенства. В мае 1866 года на имя минского губернатора поступил рапорт военного начальника, в котором указывалось, что «основание прихода в Юравичах будет иметь плохое влияние на распространение православия в этом крае. Местечко Юравичи является настолько важным пунктом в деле латинской пропаганды, что ее представители всеми силами кинутся удерживать его. Отобрать его у них необходимо…»

Минский губернатор обратился к генерал-губернатору, которым в это время стал К.П.Кауфман. Подробно рассказав обо всей это истории, губернатор сообщал, что несмотря на закрытие костела, приход остался. Ксендзы ведут пропаганду, утверждая, что чудотворная икона (в первоначальном списке) явилась у часовни и что это означает, что сама Божественная сила поддерживает тут приход. Чтобы подтвердить свои слова, ксендзы хотят поставить у часовни копию чудотворной иконы и распространить слухи в народе, что икона, которую забрали у верующих, снова вернулась.

Ответ Кауфмана был коротким: римско-католическому епархиальному начальству предписывалось как можно быстрей перевести ксендза в другое место, прихожан распределить по другим костелах, имущество часовни передать в ближайший костел.
Tags: история, эпоха великих реформ
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 4 comments