Raisa D. (Naiwen) (naiwen) wrote,
Raisa D. (Naiwen)
naiwen

Category:

"Городок": документы (пока) без комментариев

Я тут все пытаюсь подобраться к важной теме и написать... что-то. Статью, эссе. Но все не пойму, как начать и как лучше донести свою мысль таким образом, чтобы не оставить читателей равнодушными, с одной стороны, и не получить толпу неграмотных идиотов в комментах - с другой стороны. Мда...

Поэтому пока тестирую... тестирую на читателях.

Точнее, один документ практически полностью, и два - в отрывках.

* * *

Приказ
от польского правительства над всем краем литовским и белорусским к народу земли литовской и белорусской

Вы, верно, слышали, что теперь установлено польское правительство, что это польское правительство отдает вам безо всякого выкупа и чиншей ту землю, на которой сидели ваши отцы и деды, что это польское правительство дает вам настоящую свободу, как у французов, где никто не смеет обижать простого человека, что это польское правительство возвратит еще вашу давнишнюю справедливую веру дедов и прадедов?!
Морочит вам голову москаль, толкуя, что это паны поднялись, чтоб возвратить снова барщину,— он хочет воду замутить, чтобы в мутной воде по-старому рыбу ловить. Но дело наше—не дело панское, а справедливой свободы, которой ваши деды и отцы издавна ждали и которую москаль с кровопийцами вашими задержать хочет!! Дело наше — это дело такой свободы, которую сам бог, придя на этот свет, хотел установить и за которую пролил свою кровь святую и терпел крестные муки!
Но миновала уже барщина, миновала ваша обида, и никакая сила ее не вернет — ни московская, ни дьявольская! Теперь настало такое время, что каждому будет отмерено так, как он сам себе отмерит. Пан будет плохой — пана повесим, как собаку! Мужик будет нехороший — и мужика повесим, а усадьбы их и села обратятся в дым, и будет справедливая свобода, потому что этого сам Бог уже хочет и пресвятая Богородица!
За вашу долю кровь проливают справедливые люди, а вы, как те Каины и Иуды Искариотские, добрых братьев продавали врагам вашим!
Но польское правительство спрашивает вас, по какому вы праву смели помогать москалю в нечистом деле?! Где у вас был разум, где у вас была правда? Разве вспомнили вы о страшном суде Божьем? Вы скажете, что делали это поневоле, но мы люди вольные, нет у нас неволи, а кто хочет неволи московской — тому мы дадим виселицу на суку.
Однако справедливое польское правительство на Литве и Белоруссии, принимая во
внимание:
что москаль, господствуя над вами и грабя вас сам да позволяя каждому грабить, не учил вас ни читать, ни писать;
что вы сегодня глупые, как овцы;
что над вами нет еще милосердия божьего, потому что вы отступились от его истинной веры, —
поэтому справедливое польское правительство, прощая вам людские обиды, приказывает только вам:
не помогать уже больше москалю ни в чем, потому что он должно быть уже не силен, если просит вашей помощи. А если где москаль был глуп и дал вам ружья, то вы, заколов ночью солдат московских, в лес убегайте, потому что это будет лучше всего.
Милиции и караулов по селам чтоб никаких нигде не было, потому что если поймают кого в карауле или в милиции, то раньше или позже без лишних слов повесят.
Чиншей, оброков и податей в казну московскую, а также панам никаких больше не платить, потому что эта земля уже ваша, а вы подчиняетесь польскому правитель¬ству и подати должны платить только в польскую казну.
Этот приказ должен быть прочитан в каждой церкви и в каждом костеле, по всем деревням и имениям для сведения всего народа. А кто этому приказу сопротивляться будет, поп ли это или ксендз, мужик или пан — о любом сообщать польскому правительству, чтоб можно было его потом повесить, или, созвав сельский сход и свершив справедливый суд, без лишних слов вести на виселицу! Потому что, кто хочет обиды людской, тот пускай лучше сам ни за грош пропадает!
Дан в гор. Вильно, в день св. Варфоломея лета господня 1863.

* * *

"...Действием моим была любовь истины и моего народа. Затем не ненависть к царю, русскому народу, ибо он, народ русский, есть славянский, но любовь народа и его счастье дало повод и было причиною более 10 лет труда революционного. Народ литовский трудолюбив, правый и религиозный, поэтому заслужил величайшую мою любовь. Я ждал, как искупления, не говорю уже революционного выступления, но свободы моего народа. Дано, и что ж?Ограничилась она, что бедный народ переменил только господина, даже хуже, ибо господин, как бы ни был зол, на случай нужды давал хлеб, а теперь, хоть умирай, не достанет. На подати должен отдать последнюю полушку, а если не на что купить писарю и старшим водки, его ждет наказание. А что ж об администрации? Печется ли она? Вот, чтобы сдирать исправнику, и пристав и пятисотский должны заплатить денежную дань, а сии сторожат только, чтобы можно было привязаться к жителям вообще, в особенности к простому народу, и, не спрашивая, имеет или нет, должен заплатить столько, сколько назначится. Говорят, что царствует Александр II — неправда. Царствуют чиновники до сотника в приходском местечке, ибо сотник и пятисотский не только г. приставу имеют денежные подарки, но остается и на воспитание детей и проживает более, чем посредственный помещик литовский. Ежели г. пристав или пятисотский, не говорю уж об исправнике, хочет что содрать, то начинает от показания своей власти, а показывает побоями или бесчестием, если есть шляхтич или господин. А от этой разбойничьей власти есть ли куда обратиться и пожаловаться? Господину и шляхтичу [и] то трудно, а что же бедный мой народ? Вот идет и плачет, возвратится в свою курную избушку, часто не имеет чем утолить свой голод, а тут синяки показывают, что не имел чем заплатить за повинность десятника. И это повод, почему многие пускаются на воровство, ибо должен заплатить, а не из чего. Мог ли же я не смотреть, я не ожидать будущности, которую видел в революции?
[skip]
...Вот состояние моего отечества. Мятеж прекратился со мною. Не для того, чтобы я был великим воином, но что народ верит и меня знает и я его мог взволновать. Но хотя я взят, хотя этим прекращено восстание, ежели только правительство не переменит способ действия администрации, ежели не прекратит обирательства и мщения над жителями, найдется другой... и что я не сделал сумеет окончить или надолго продлить общее несчастье.
Непонятно для нас: неужели Россия не имеет, кроме самых бессовестных, других чиновников для моего края? Разве ж этот мой народ так несчастлив, что для него уже, кроме отчаяния, не остается ничего из судьбы народов? А, однако, это народ несколькомиллионный. И народ, достойный покровительства, уже не божьего, но правительства, хотя бы российского, ибо не испорчен до основания, хотя для порчи этой трудится административное управление. Это были поводы моего восстания и это вспомогательные средства, которыми 10 месяцев поддерживалось восстание литовское. А что взгляды мои справедливы, свидетельствуюсь настоящим положением как человек, который знал, что делает, когда делал, и что ожидает, если не удастся".

* * *

"... Кроме успокоения, Правительство может иметь дальнейшие виды насчет здешнего края — они мне неизвестны; но из постоянных выражений общественного мнения России...[skip] я мог прийти к тому заключению, что Россия хочет полного с собою слияния Литвы для доставления счастья здешнему народу. Я не противник счастья народного, не противник и России, если она добра нам желает, но противник тех бедствий, которые посягают край наш несчастный. А потому, если судьба нас ставит в положение, что мы должны сродниться с Россиею, я, для устранения многих лишних жертв при порождении нового времени и строя общественного в Литве, считаю со своей стороны обязанностью заявить несколько слов в этом отношении.
Кто полагает, что Россия легкую в этом будет иметь задачу, тот судит поверхностно, тот себя обманывает. Сеть, обхватывающая нас во всех классах и соединяющая с Польшею, имеет столько оснований в традициях и даже предрассудках, что распутать ее, уничтожить и воссоздать что-либо новое составляет вековой, систематический и разумный труд. Агитаторы, собираемые со всех концов России, ничего у нас не сделают в деле соединения, обманут только себя, Правительство, не исполнят цели и доведут край, против своих желаний, до новых жертв, до новых народных несчастий. Пока Правительство не приобретет сочувствия в действительно образованном классе здешнего населения, до тех пор слово России не найдет отголоска в сердцах литовцев.
В моем сознании я преступник не по убеждению, но по стечению обстоятельств, а потому пусть и мне будет дозволительным утешать себя надеждой, что воссоздастся народное благо. Дай Бог только, чтобы для достижения этого потомки наши не проливали лишней братской крови".


А теперь вопросы.
1) Здесь три документа. А сколько авторов?
2) При каких обстоятельствах написаны документы 2 и 3? К кому обращены?
3) Ну и самое главное. Без дополнительных комментариев - какое впечатление на вас производят эти отрывки? Что можно сказать о людях, которые их писали и об идеях, которые тут высказываются, пропагандируются и проч.?

Большая просьба к тем, кто ТОЧНО знает, что это за документы, пока временно не высказываться.
Все мои комментарии, как всегда, в одном из следующих постов.
Tags: история, эпоха великих реформ
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 13 comments