?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Я подготовила эту статью еще на прошлой неделе, но по техническим причинам тогда не опубликовала. А тут как по заказу пробежала по френд-ленте волна обсуждений на тему, что такое феминизм :)
Ну вот, сейчас мужчины возмущаться будут :) Если дочитают до конца, конечно. И если не дочитают, тоже :)

... Говорят, что одной из первых женщин в России она осмелилась носить брюки. Дело было в 1850-е годы в Петербурге. Она - Мария Васильевна Трубникова, урожденная Ивашева, и - помимо тех самых первых женских брюк - Мария Васильевна не так уж мало сделала для того, чтобы войти в историю александровской эпохи, и в историю вообще...



... А было так. Когда-то, в дни нашей молодости, о женах и невестах декабристов, поехавших в Сибирь на каторгу за своими мужьями и женихами - знали практически все образованные люди. Сейчас время другое, и многое позабылось. А между тем именно эта история - одна из самых романтичных.
Декабрист, член Южного общества, легкомысленный ротмистр Василий Петрович Ивашев, оболтус из достаточно богатой семьи, по второму разряду был осужден Верховным уголовным судом на двадцать лет каторжных работ. К моменту восстания декабристов и своего ареста в начале 1826 года, впрочем, Ивашев уже практически отошел от увлечений молодости, но... хватило и того, что за четыре года до этого на одном из тайных съездов он голосовал за республику.
Каторжные работы Ивашев отбывал вместе с другими декабристами в Петровском заводе.
Через несколько лет жизнь узника стала его тяготить, молодой человек, как сказали бы нынче, впал в депру и от отчаяния задумал безнадежный побег.
Товарищи уговаривали Ивашева отказаться от этого гибельного проекта, но он стоял на своем и сдался только тогда, когда его друг Басаргин пригрозил сообщить о побеге коменданту, если Ивашев не отложит побег хотя бы на неделю.



Декабрист Василий Петрович Ивашев

... Через три дня Ивашева вызвал комендант. Вернулся Василий Петрович взволнованный и сообщил, что его участь каторжника хочет разделить девушка, которую он когда-то встретил в имении родителей.
Девушка - ее звали Камилла Ле Дантю - оказалась дочерью бывшей гувернантки-француженки в имении Ивашевых. Семья француза, республиканца Ле Дантю, еще ранее при возвышении во Франции Наполеона бежала из Франции в Голландию, а затем в Россию.
Позднее, уже когда Ивашев был в Сибири, вроде бы выяснилось, что юная Камилла влюбилась в него чуть ли не в возрасте тринадцати лет, все эти годы тосковала тайно, опасалась социального неравенства... но вот, наконец, когда лишенный дворянства и имущественных прав Ивашев оказался на каторге, девушка решилась признаться родителям в своих романтических чувствах.

На следующее утро Ивашев явился к коменданту острога и продиктовал свой ответ. Отец Ивашева получил письмо из Сибири, в котором говорилось: "Сын ваш принял предложение ваше касательно девицы Ле-Дантю с тем чувством изумления и благодарности к ней, которое ее самоотвержение и привязанность должны были внушить... Но по долгу совести своей он просил вас предварить молодую девушку, чтобы она с размышлением представила себе и разлуку с нежной матерью, слабость здоровья своего, подвергаемого новым опасностям далекой дороги, как и то, что жизнь, ей здесь предстоящая, может по однообразности и грусти сделаться для нее еще тягостнее. Он просит ее видеть будущность свою в настоящих красках и потому надеется, что решение ее будет обдуманным. Он не может уверить ее ни в чем более, как в неизменной своей любви, в истинном желании ее благополучия, в вашем нежнейшем о ней попечении, которое она разделит с ним..."

Камилла направляет царю письмо с просьбой разрешить ей ехать в Сибирь. В нем она пишет: "Мое сердце полно верной на всю жизнь, глубокой, непоколебимой любовью к одному из несчастных, осужденных законом, - к сыну генерала Ивашева. Я люблю его почти с детства и, почувствовав со времени его несчастья, насколько его жизнь дорога для меня, дала обет разделить его горькую участь".



Камилла Петровна Ивашева, урожденная Ле Дантю


Позднее декабрист Завалишин, человек желчный и ехидный, рассорившийся со многими из товарищей по каторге и ссылке, уверял в своих мемуарах, что никакой такой романтической любви девицы Ле Дантю к Ивашеву не было. Что родители Ивашева, испугавшись за душевное здоровье сына и желая его поддержать, просто-напросто... купили ему невесту. Уговорив бедную незнатную девушку за большие деньги поехать к их сыну в Сибирь. Девица же, приехавшая в Петровский завод, понятия не имела о том, как выглядит ее "жених", и в первый момент кинулась на шею совершенно другому.

Так ли все это было, или это лишь злобные домыслы Завалишина... но факт остается фактом: совершенно неожиданный брак друх совершенно незнакомых людей оказался на редкость счастливым. В отличие, между прочим, от многих других семейных историй декабристов и их приехавших жен.
Но - увы, недолгим. Всего через восемь лет, тридцати одного года, Камилла Ивашева умерла в результате преждевременных родов. Овдовевший Ивашев был в отчаянии: «Нет у меня больше моей подруги, бывшей утешением моих родителей в самые тяжелые времена, давшей мне восемь лет счастья, преданности, любви, и какой любви...»
Смерть жены не только лишила Ивашева душевного покоя, но и убила физически: он скончался скоропостижно через год, в самый день ее смерти.

Старшей дочери Ивашевых, Марии, к этому времени исполнилось пять лет. Через полгода троих детей увезла бабушка, мать Камиллы. Вскоре после этого детей, записанных в купеческое сословия на фамилию Васильевых (вплоть до амнистии в 1856 году детям декабристов не разрешалось носить фамилии своих отцов - государственных преступников) взяла в свой дом в Симбирске тетка - княгиня Хованская. Она же взяла на хранение архив умершего Ивашева, все его бумаги, письма и др.
В просвещенной помещичьей семье Хованских кроме пятерых собственных детей воспитывалось еще семь племянников и племянниц. Все дети получили хорошее образование. Получили они в семье Хованских, судя по всему, и кое-какое мировоззрение. Когда в 1848 г. в Поволжье разразилась холера, княгиня не только сама посещала больных, раздавая им лекарства и еду, но и брала с собой старших детей, в том числе и 13-летнюю племянницу Машу.

В 1854 году девятнадцатилетняя Мария Ивашева вышла замуж за Константина Трубникова – преуспевающего молодого чиновника, впоследствии – основателя и издателя либеральной экономической газеты "Биржевые Ведомости". Жених пленил невесту "главным образом своим либерализмом и цитатами из Герцена". Крестницу благословил декабрист Николай Басаргин. Через год молодожены переезжают в Петербург, где и начинается активная общественная деятельность Трубниковой.
На углу Гороховой и Морской, в прекрасной квартире с обширным штатом прислуги и великолепным конным выездом, в своем светском литературном салоне Мария Трубникова принимала многих знаменитостей. С ней дружили самые чопорные аристократы и крайние радикалы, и она их всех в своем доме умела примирить, за что в петербургском обществе получила прозвище Крейберг - по имени знаменитого в середине XIX века укротителя диких зверей. Здесь появлялись профессора Петербургского университета – Кавелин, Спасович, многие активные деятели реформ, радикальные журналисты, в том числе Чернышевский и братья Серно-Соловьевичи. Именно Марии Трубниковой Николай Серно-Соловьевич передал накануне своего ареста в 1862 г. свой архив, ей одной он писал из сибирского заточения, ей адресовано и его последнее письмо со словами: "Живите жизнью настоящей, а не дремотным прозябанием".

С первых же лет водворения в Петербурге Мария Трубникова и ее сестра Вера Ивашева (вспоследствии вышедшая замуж за Черкесова, лицейского друга Серно-Соловьевича) повели борьбу с предрассудками, укоренившимися в их окружении. Им был свойственен демократизм и сердечное отношение к людям независимо от их социального положения. Хотя их дом был богатым, не редкость в нем были гости в пледах и нигилистических балахонах. Незамужняя Вера вопреки неписаным законам ходила по улице одна, ездила на извозчике, не пользуясь каретой. Постепенно вокруг Марии и Веры сложился кружок состоятельных дам, решивших бросить вызов обществу: они ходили по улицам без лакеев, вместо сложных причесок начали коротко стричь волосы, шили простые, часто уродливые платья, тогда же появились и те самые брюки.

Но все же не брюках и не в коротких стрижках заключалась их основная деятельность. Самыми яркими соратницами Марии Трубниковой стали Надежда Стасова и Анна Философова. Втроем они составили "женский триумвират", который отстаивал феминистские идеалы. Трубникова в 1859 году стала организатором и первым председателем благотворительного "Общества дешёвых квартир и других пособий нуждающимся жителям Санкт-Петербурга". Целью Общества было обеспечить дешевым и чистым жильем нуждающиеся семьи, особенно те, где не было отцов: нанимались дешевые квартиры, где селили женщин, брошенных мужьями, вдов, обремененных детьми, и т.п. При Обществе открылись мастерские, магазин, школа для взрослых женщин. В доме, построенном Обществом, имелись паровое отопление, общественные кухни, прачечные - то, что могло облегчить жизнь работающим матерям; а три этажа занимало общежитие для неимущих женщин.



Мария Васильевна Трубникова

Обладая трезвым умом, Мария Трубникова старалась ставить пред собой реальные задачи: если невозможно сразу изменить положение женщин всех социальных слоев, следует осуществить переворот хотя бы в судьбе женщин своего круга.
Какой в те времена могла быть реальная сфера деятельности, дававшая заработок для подобных женщин? Литературное переводческое творчество. Нельзя сказать, что она была первой в этой области - известны многие блестящие переводчицы и в начале XIX века, но она первая сумела поставить эту работу на профессиональные рельсы и научилась зарабатывать этим трудом деньги. Прекрасно владеющая пятью языками, Мария Трубникова переводила романы и общественно-политические статьи, вела библиографические и критические отделы в столичных журналах, писала работы о женском положении в обществе для европейской прессы.

В 1862 году М.В. Трубникова выступила инициатором создания в Петербурге "Издательской артели" женщин-переводчиц, в составе которого были выдающиеся представительницы женского движения. Общество поставило своей задачей дать русским женщинам возможность существования исключительно умственным трудом и создать в России систему высшего женского образования. Артель должна была обеспечить женщин квалифицированной работой и в то же время выпускать "хорошее чтение для подрастающих поколений". Весь издательский процесс от переплетных до иллюстративных работ, от перевода до редактирования, осуществлялся женщинами, получавшими деньги за свой труд. Власти не утвердили устав артели, но она не распалась, а с 1863 г. приступила к изданию отобранных для переводов иностранных книг. Главным редактором, бухгалтером и связующим звеном с переводчицами была Трубникова. За время работы артели впервые в России увидели свет произведения Л. Олкотт, О. Тьерри, Бетса, Д. Элиота, "Происхождение видов" Дарвина и другие. В 1868 году роскошное издание "Новых сказок" Андерсена, подготовленное Трубниковой и Стасовой с иллюстрациями академика М.П. Клодта отослали в Данию, в дар сказочнику.

Считая, что женщинам необходимо получать систематическое образование, Трубникова с 1867 года добивалась открытия в Петербурге Высших женских курсов. Нужно сказать, что до середины XIX века девушки из дворянских семей по преимуществу получали домашнее воспитание. Лишь с 1858 года начали появляться женские гимназии. Активными поборниками идеи университетского образования для женщин, готовыми безвозмездно читать лекции, были знаменитые ученые: Д.И. Менделеев, А.Н. Бекетов, И.И. Мечников, И.М. Сеченов, В.С. Соловьев. Но главной движущей силой, преодолевающей многочисленные бюрократические препоны, оказались сами женщины. М.В. Трубникова, Н.В. Стасова, А.П. Философова будоражили общественное мнение, находили материальные средства для осуществления своей мечты.

Первые женские Аларчинские курсы были открыты в Петербурге в апреле 1869 года, затем, в 1870 - Владимирские курсы, которые привлекли массу слушательниц, но они давали знания в объеме средних учебных заведений. Министр просвещения не разрешил курсов по университетской программе, ограничившись позволением читать публичные лекции, предназначенные для слушателей обоих полов. Лекции начались в январе 1870 г., из 900 записавшихся слушателей было 767 женщин. Лишь через 8 лет идея Высших женских курсов получила воплощение. В 1878 году были открыты Бестужевские курсы, как официальное правительственное учреждение, в котором приняли участие все выдающиеся силы Петербургского университета. В первый год существования курсов, на них сразу записалось около 800 женщин. На 4-летних курсах давали историко-филологическое, естественно-научное и математическое образование. На первых порах у бестужевок не было ничего: помещений для аудиторий, лабораторий, приборов и оборудования, денег. Мария Трубникова, Надежда Стасова и Анна Философова развили бурную деятельность для помощи курсам: приглашали популярных артистов на благотворительные концерты, устраивали лотереи, книжные базары.

Марию томила "муравьиная мелочность семейной ячейки", в которой одна за другой появилось на свет четверо дочерей, но обладавшая твердой волей, она посвящала много сил и времени домашнему воспитанию. Однако воспитывала своих дочерей не так, как было принято в ее кругу. Приучая своих девочек к брючным костюмам, спортивным играм, работам в саду и огороде, она также прививала им любовь к чтению серьезной литературы и знанию языков, учила осознавать социальное устройство общества, тактично общаться с людьми низших социальных слоев, понимать трудности их жизни. Она передала дочерям свое понимание женской жизни - получить профессию, уметь самостоятельно зарабатывать на жизнь. Не только окружающим, но и мужу Трубниковой подобное воспитание в то время казалось диким. Рассказывают, что перед возвращением отца семейства домой, девочки стремительно переодевались в "приличные платья барышень"...

Впрочем, семейная жизнь вскоре расстроилась - Трубникова не могла одобрить финансовых афер, в которые ее муж частенько бросался, кстати, пустив по ветру и ее личное состояние. Следуя традиции, Трубникова доверила мужу право на распоряжение своим капиталом, который он благополучно потерял в биржевых операциях.
К тому же дома Трубников с годами все чаще вел себя как деспот и самодур. К деятельности жены Трубников относился насмешливо, присоединяясь к мнению, бытовавшему в определенных кругах, что "Трубникова и Стасова принесли много вреда России".

Всё это привело Трубниковых к разводу, которого Мария Васильевна не побоялась, решив для себя, что ее муж не тот, кого можно называть порядочным человеком. Она осталась одна, без денег, с четырьмя дочками, которых требовалось содержать и воспитывать.

Тем не менее, общественная деятельность Трубниковой в эти годы усиливается. В ее клубе было достаточно богатых людей, дававших деньги на развитие социальных проектов. Трубникова сотрудничала в "Журнале для Акционеров", "Биржевых Ведомостях", заведуя литературным отделом, "Санкт-Петербургских Ведомостях", где полемизировала по женскому вопросу с Н.С. Лесковым, "Вестнике Европы", "Новом Времени" и т.д. Деятельность Трубниковой одобрял и поощрял сам Александр II, несмотря на сильное противодействие и возмущение части двора. Ее почтил своим вниманием и вел переписку великий сказочник Андерсен. С ней тесно общались французская романистка и феминистка Андре Лео, английская издательница женского журнала Жозефина Буттлер. Мария Трубникова стала знаковой фигурой русского феминизма, именно ей адресовано знаменитое "Письмо русским женщинам" английского философа и экономиста Джона Милля. "Милостивая государыня, - писал он, - с чувством удовольствия и уважения я узнал, что в России нашлись смелые женщины. Благодаря Вам Россия, быть может, опередит просвещенные страны".
Запросы ее многогранной натуры не ограничивались сферой социальной и политической - до конца жизни любил играть для нее, оставался близким другом ее дома и почитателем великий музыкант и основатель Петербургской консерватории Антон Рубинштейн.

Но жизнь Марии Трубниковой по-прежнему не складывалась гладко. Ее много обманывали, и она часто обманывалась. Она была близка со многими радикалами не только в 60-е, но и позднее, в 70-е годы. Каждый раз, бывая за границей, Мария Васильевна встречалась там лидером молодой русской эмиграции Александром Серно-Соловьевичем, братом погибшего Николая, который знакомил ее с европейским рабочим движением, рассказывал об Интернационале. Его самоубийство явилось тяжким ударом для Трубниковой. Следующее революционное поколение – народники, затем народовольцы - не раз использовали квартиру Трубниковой для хранения запретной литературы, для явок. С ней долгое время дружила Софья Перовская, искавшая каждую свободную минуту, чтобы "побеседовать и поспорить с Трубниковой". Однако революционеры разочаровали и страшили агрессивностью методов переустройства общества. Мария Васильевна решительно и резко отрицала террор, признавая лишь эволюционное развитие общества. "Великое дело нельзя делать злым путем",- любила повторять она. Приведенные слова были ее жизненным кредо. Убежденный демократ, она испытывала жизненную потребность бороться за женское равноправие, но не признавала революционных методов борьбы. Она верила в силу слова, убеждения, просвещения…

Однако четверо ее выросших дочерей пошли дальше матери. Выбравшие самостоятельные жизненные дороги, дочери, тем не менее, были горячо привязаны к матери и более всего боялись ее огорчить, потому многое из своих жизненных перипетий скрывали. Сестры держались дружно, а скрывать от матери было что: еще гимназистками в доме тетки, Веры Черкесовой они познакомились с Дубенской, привлекавшейся по "процессу 193-х". Началось чтение нелегальных книг, знакомство с революционерами, выполнение отдельных поручений. Ольга Трубникова, отсидевшая в Бутырской тюрьме, сначала сблизились с «Народной волей», впоследствии же стала членом группы "Черный передел", в которой одну из главных ролей играл ее будущий муж Анатолий Буланов. Рано умершая Мария Вырубова-Трубникова, самая болезненная и самая красивая, в юности, вслед за мужем Сергеем, морским офицером, также стала членом "Чёрного передела". Повторив подвиг своей бабушки, Камиллы Ле Дантю, Мария Вырубова последовала за мужем в ссылку.

С годами Мария Трубникова стала вести все более уединенный образ жизни. В 1880 году она писала старинному другу, общественной деятельнице Анне Философовой: "Моя жизнь, как Вам известно, сложилась так, что я не вижу никого, не слышу ничего и исключительно строчу, строчу переводы, что очень успокоительно для нервов и очень душеспасительно, так как уединяет человека от всего мира не хуже монастырских стен: Убедилась, что у Вас много радости впереди, так как, что бы ни было, а большей радости, чем сознательно гордиться своими детьми, у человека быть не может. Тот, кому судьба дает это счастье, должен удивляться, почему так наклепали все поэты на осень и зиму жизни - по-моему, это лучшая пора жизни, а если не лучшая, то уж наверное такая же прекрасная, как и все остальные. Как вы об этом скажете, милочка моя, права я или не права? Или, вернее говоря, так ли Вы чувствуете, как я, эту истину. Сознаюсь, это открытие было для меня большим и одним из лучших сюрпризов жизни. Потому что я, как и все, более или менее, думала, что осень жизни - вещь печальная. И очень побаивалась ее".

… К этому времени Трубникова уже несколько лет страдала тяжелой нервной болезнью, которая с годами все более усугублялась. Переломным стало убийство Александра II: ее мучило, угнетало причастие людей, - с которыми не так давно ее связывала и дружба, и определенная идейная близость, - к убийству императора (который также благоволил к ней и понимал многие ее начинания). Привыкшая отвечать за все свои поступки и результаты собственных идей, она внутренне приняла эту вину и на себя. Одной из немногих прогрессистов своего времени она впервые задумалась над связью идей, призванных осчастливить общество, и воплощением этих идей в реальной жизни - и ничего себе не простила.
От потрясения Мария Трубникова так и не оправилась до конца. Ее мучил тяжелый невроз, жизнь все более казалась ей бременем.

Вынужденная отойти от общественной деятельности, с 1881 года Трубникова жила почти безвыездно в имении одной из своих замужних дочерей. Она еще продолжала интересоваться женским движением, сохраняла связи с женскими лидерами Франции, Англии, Швейцарии и Северной Америки, участвовала в некоторых иностранных изданиях. Когда в 1891 г. в России разразился повальный голод, М.В. Трубникова в письме к Н.В. Стасовой приглашала бывших участниц переводческой артели издать сборник в пользу голодающих крестьян. "Тряхните, дорогая, стариной, - писала Трубникова, - издайте от лица покойной артели сборник с биографиями бывших и современных друзей человечества. Наши бывшие артельщицы с радостью пожертвуют трудом для голодных". Однако из этого проекта уже ничего не получилось.

Сохранилось трагическое письмо М. В. Трубниковой к Н. В. Стасовой, написанное 18 июля 1890 г.: "Друг вы мой, сказать ли вам правду; во мне подчас шевелится к вам зависть, вы до конца, как честный часовой, простоите с оружием в руках на страже общественных интересов. Я же десятый год - нет, чуть ли не двадцатый - живу для своей семейной ячейки. Похоронив прежние свои, лучшие человеческие стремления, сознавая, что бессильна побороть условия жизни, и, что всего хуже, не уверена в том, что если бы они изменились к лучшему, то есть, явились и досуг, и деньги, обеспечивающие право на досуг,- то всем этим я сумею воспользоваться. Ни голова по-прежнему работать не может, ни сил на умственную деятельность не хватает".

Проведя два года в тамбовской психиатрической больнице, Трубникова так и не поправилась. После мучительных лет болезни она умерла в 1897 году в возрасте 62 лет петербургском сумасшедшем доме, в полном душевном расстройстве.

Немногочисленные здравствовавшие к тому времени соратницы по женскому движению почтили ее память речами в женских обществах. Декабрьский номер журнала "Женское дело" за 1899 г. был полностью посвящен М. В. Трубниковой. "У нас скоро забывают своих замечательных людей, а тех, кто рано сошел со сцены общественной, и подавно,- писала П. С. Стасова, родственница Н. В. Стасовой.- Не будем неблагодарны к ее памяти, вспомним ее драгоценную личность, сотканную из любви, энергии и самоотвержения".

… Долгую жизнь прожила старшая дочь Марии Трубниковой, уже упомянутая Ольга Буланова-Трубникова.

20,46 КБ

Ольга Константиновна Буланова-Трубникова

Ее муж, Анатолий Буланов, в начале двадцатого века практически отошел от общественной деятельности, однако после Февральской революции вступил в партию эсеров. Не приняв Октябрьскую революцию, Анатолий Буланов, тем не менее, закончил жизнь более счастливо, чем упомянутый в одном из предыдущий постов Дмитрий Коган-Бернштейн: находясь в состоянии нервного расстройства от зрелища всего происходящего в России, уехал в командировку в Саратов и там скоропостижно скончался от сердечного приступа.
Ольга Буланова после революции была членом общества политкаторжан, работала в обществе помощи сиротам и голодающим, однако потом полностью отошла от общественной деятельности и жила литературным трудом. Ее книга, «Три поколения», рассказывавшая историю семьи Ивашевых-Трубниковых-Булановых – многократно переиздавалась в советское время.


В мемуарах Ольги Булановой упоминаются также трое их детей. Вероятно, где-то есть информация о том, что случилось дальше с этими детьми, но мне эта информация не известна. Не удивлюсь, впрочем, если их судьбы при советской власти сложились не слишком весело: Сталин подозрительно относился к старым революционерам, политкаторжанам и их семьям.
Впрочем, с самой Ольгой Булановой, по-видимому, ничего «такого» не произошло. Она дожила до глубокой старости. Дата и место смерти ее также символичны и говорят о многом:
Ленинград. 1942 год.

Comments

( 22 comments — Leave a comment )
shaggy
Apr. 14th, 2008 06:35 pm (UTC)
Прочлось на одном дыхании и произвело сильное впечатление. Спасибо, Раиса.
glornaith
Apr. 14th, 2008 06:42 pm (UTC)
Замечательный рассказ.
odna_zmeia
Apr. 14th, 2008 07:00 pm (UTC)
Я как-то, видимо, иначе на все смотрю...
Нет, не ощущаю трагизма. Тяжело, да, грустно, трудно - но, глядя на так прожитую жизнь, мне думается о результате, о пользе, принесенной людям, да много о чем.
Хороший человек и недаром прожитая жизнь.
firnwen
Apr. 15th, 2008 02:50 am (UTC)
Подпишусь. Хотя прожить такую жизнь и умереть безумной - это, пожалуй, все же очень печально...
urfinwe
Apr. 14th, 2008 07:03 pm (UTC)
n> ...одной из первых женщин в России она осмелилась носить брюки. Дело было в 1850-е годы...

Хм-м-м... а как же тогда Надежда Дурова?
odna_zmeia
Apr. 14th, 2008 07:07 pm (UTC)
Ну, Надежда Дурова прикидывалась мужчиной.:)
urfinwe
Apr. 14th, 2008 07:11 pm (UTC)
Ну, в общем, да.

А как насчёт Екатерины Великой? В каком-то фильме было... а, в "Царской охоте" - она там в мужской костюм одевалась.

Хм-м-м... да и у Пикуля где-то, помнится, было, что, дескать, муженёк её одевал-с в солдатский мундир...
odna_zmeia
Apr. 14th, 2008 08:54 pm (UTC)
Я, к сожалению, не смотрела "Царскую охоту" - там точно именно _мужской_ костюм, а не костюм для верховой езды?
Ну и в принципе бывали ситуации, когда женщины одевались так для какой-то цели - скажем, будущая императрица во время дворцового переворота.:)
naiwen
Apr. 14th, 2008 07:09 pm (UTC)
Я помню про Надежду Дурову :) Но тут немного другое, и в той статье, где я вычитала факт про первые женские брюки, тоже это упоминалось: Дурова все-таки носила _военную_ форму. Дамы-шестидесятницы впервые начали носить брюки в качестве, так сказать, штатской, причем именно женской, одежды. Они не служили и в мужчин не переодевались.
urfinwe
Apr. 14th, 2008 07:12 pm (UTC)
Понятно-с.
:)
murmyak
Apr. 14th, 2008 07:58 pm (UTC)
Замечательная женщина. И хорошо, недаром прожитая жизнь...

Спасибо, Раиса!
hild_0
Apr. 14th, 2008 08:19 pm (UTC)
Спасибо. Какие замечательные люди!
alla_hobbit
Apr. 14th, 2008 08:49 pm (UTC)
Очень интересно, спасибо!
aywen
Apr. 15th, 2008 06:04 am (UTC)
Очень интересно. Открывается связь декабристов с последующими общественными деятелями. Действительно "наш скорбный труд не пропадёт".
tay_ka
Apr. 15th, 2008 06:57 am (UTC)
Спасибо, очень интересно!
Надо же, как оказались сильны традиции в семье.
Поищу эти "Три поколения".
taona
Apr. 15th, 2008 09:07 am (UTC)
Спасибо, познавательно.
indraja_rrt
Apr. 15th, 2008 03:21 pm (UTC)
Марию Васильевну прямо поблагодарить хочется.
tov_praporshik
Mar. 12th, 2010 09:17 pm (UTC)
У нас в классе училась девочка - Маша Трубникова. Насколько я помню, какое-то отношение к этому роду она имела. Эх, давно это было:-((
(Anonymous)
Mar. 14th, 2011 06:15 pm (UTC)
дочери М.В.Трубниковой.
Уважаемый автор!С большим интересом прочёл Вашу статью,где Вы пишите о четырёх дочерях М.В.Трубниковой.Одна из них,ЕЛЕНА КОНСТАНТИНОВНА,в замужестве Никонова,моя прабабушка.Её муж,мой прадед Никонов Алексей Андреевич,1866г.р.присяжный поверенный.Буду признателен за любую информацию о Елене Константиновне.Заранее признателен.Никонов Алексей Алексеевич.
alex_dars
Jul. 18th, 2016 10:49 am (UTC)
Re: дочери М.В.Трубниковой.
В книге "Три поколения" написано, что у Никонова было имение в хуторе Залесье в Смоленской губернии. Там же некоторое время жила и Мария Трубникова, ей там очень нравилось.
Georgi Krastev
May. 29th, 2019 02:16 am (UTC)
Привет,

У меня есть вопросы по поводу Трубукова-Буланова!

Так, уменя есть фотография Дмитрия Буланова на визите его сестре.
Я знаю это как правде потому что это женшине была моя пра-прабабушке,
она скончалась в 1970 года.Она жила в полном изгнании,ее последней волей было прослушать Пушкинские стихи. Она была монархисткой, может ли это быть причиной, по которой Ольга Буланова никогда не упоминала ее? После ее смерти, ее сын (мой прадедушка) сказал своей дочери (моей бабушке), что мы потомке Ивашевых! Пожалуйста, помогите мне закончить эти
долгие годы родословное исследований! Я живу в Лондоне, писал графу
Николаю Толстому-Милославскому, но он мне еще не ответил.

Пожалуйста, свяжитесь со мной по электронной почте: krastevgeorgi@yahoo.com

С уважением,

Георгий Крыстев

ВЕЧНАЯ СЛАВА РОССИИ!!!
naiwen
May. 29th, 2019 06:24 am (UTC)
добрый день.
Можно без лозунгов?
Я несколько запуталась в вашей родне. У Ивашевых было трое детей: дочь Мария, дочь Вера и сын Петр. У всех в свою очередь были потомки.
Посмотрите ближайшую родословную здесь: https://ru.rodovid.org/wk/%D0%97%D0%B0%D0%BF%D0%B8%D1%81%D1%8C:340396
Кто такой Дмитрий Буланов? Сын Ольги Булановой? Я не помню, были ли у Ольги Булановой дети.
( 22 comments — Leave a comment )

Profile

девятнадцатый век 2
naiwen
Raisa D. (Naiwen)

Latest Month

June 2019
S M T W T F S
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30      

Tags

Powered by LiveJournal.com