?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Спрашивается, что может быть интересного в городке с населением всего в пять тысяч жителей? Оказывается, может быть много интересного, особенно если этот город – Тракай, древний перекресток культур. Помимо роскошной природы, помимо большого отреставрированного островного замка, второго полуразрушенного полуостровного замка и еще некоторого количества архитектурных памятников, одной из главных достопримечательностей истории и культуры города Тракай является… народ.


Про караимов в интернете много всякой информации, поэтому здесь я постараюсь быть краткой. Некоторое количество получившихся фотографий художественной ценности не имеет, однако здесь я их вывешиваю «для сведения».

...Караимы – уходящий народ. Общее количество караимов в мире – не более нескольких тысяч человек. Довольно большая община (порядка трех тысяч человек) живет в Израиле, остальные – около тысячи человек в Крыму (откуда, собственно, и расселялись большинство нынешних караимов), около 300 человек в России, около 50 человек в Польше, в разных местах Украины, кроме Крыма – еще десятка два человек. В Литве на сегодняшний день насчитывается всего около 200 караимов, из них 70 человек живет в Тракай. Из этих семидесяти человек всего 6 человек – дети в возрасте до 16 лет.

Караимы – народ тюркского происхождения, исповедующий особую религию – караизм или караимизм, считающийся особой ветвью или сектой иудаизма. (И не спрашивайте меня, чем именно отличаются они от ортодоксального иудаизма – я этого не знаю. Вроде бы караимы отрицают Талмуд, но признают Тору). Из-за того, что непонятно, что считать в данном случае первичным и вторичным – этнос или религию, исследователи спорят, кто же такие все-таки караимы: тюрки, принявшие иудаизм, или отюркованные евреи сефардского происхождения, сохранившие веру в ее караимском изводе, но воспринявшие тюркскую речь. Большинство все же выводят нынешних караимов из древнего Хазарского каганата.

Из-за всех этих споров неизвестно также, являются ли нынешние караимы в Израиле и в других местах единым народом, или нет; а отношения караимов с ортодоксальными иудеями на протяжении веков складывались хотя и мирно, но без большой приязни.

Караимы обосновались в Литве с конца четырнадцатого века. В то время великий литовский князь Витовт (Витаутас) (личность, окруженная в литовской и белорусской исторической мифологии «светлым» ореолом – Витовт собиратель земель, мужественный борец за независимость, благородный правитель и воин) воевал с крымскими татарами, разбил крымских татар, однако не сумел взять крепость Чуфут-Кале под Бахчисараем (в которой проживали в основном караимы). Кончилось тем, что Витовт привез с собой из Крыма в Тракай (Троки) около 300 караимских воинов, которых просил стать своей личной охраной – за доблесть, верность и храбрость. А вместе с воинами вывез и членов их семейств.
Через некоторое время еще примерно такое же количество караимов приехало в Литву уже самостоятельно и поселилось под покровительством Витовта. Караимам в Литве были даны многочисленные льготы и привилегии, а они обожали Великого князя, называли его «Ватат-бай» и служили ему якобы верой и правдой. До сих пор среди местных караимов сохранился своеобразный культ Витовта. Сохранились и следы многочисленных легенд на тему «Витовт и караимы».
Так, например, рассказывают, что однажды вышло из берегов большое озеро Гальве (то самое, посреди которого на островке стоит Тракайский замок). Караимы бросились за помощью к Витовту, и тогда белый конь Витовта выпил воду из озера, потом пошел за город и отлил ее. И так неподалеку от города образовалось болото, пахнущее потом лошади. Интересно, что если верить карте, именно на месте этого самого лошадиного болота находится сейчас наш отель, в котором мы жили.

Подъемный мост, именуемый «Лебяжим» (поскольку поднимался при помощи лебедки) отделял караимскую часть города от христианской. Вот на этой фотографии – как вы думаете, что это такое? Кажется, просто деревенская улица.

129.67 КБ

Улица Караиму (Караимская)

А это, между тем, не просто деревенская улица, а охраняемый историко-архитектурный памятник: старая сохранившаяся караимская застройка XVIII-XIX веков. Считается, что от традиционных христианских домов караимские дома отличаются обязательными тремя (а не двумя) окнами на фасаде: одно окно – для Бога, второе – для Великого Князя, а уж только третье – для себя.

А вот это – караимская кенеса, в которой и по сей день проходят богослужения.

118.99 КБ

Вход в кенесу

147.79 КБ

Мемориальная доска перед входом в кенесу

82.28 КБ

... И собственно кенеса. На входе – служитель, старенький, в кипе

Вот такая она внутри – мне кажется, или действительно похоже скорее на католический костел, нежели на синагогу? Однако есть общее с синагогой: женщины во время богослужения либо остаются в «передней» (первом от входа зале, где расположен также бронзовый умывальник для омовения рук перед молитвой), либо поднимаются на верхнюю галерею.

135.11 КБ

Внутреннее убранство кенесы

87.51 КБ

Фрагмент оконных витражей

Здесь же молятся только мужчины. На скамейках, установленных в зале, каждый имеет свое унаследованное от предков место.

Деревянный резной алтарь обращен на юг. Караимы верят в воскресение мертвых и хоронят умерших ногами на юг в сторону Палестины. "Когда ангелы затрубят, зовя на последний суд, мы все встанем и пойдем на юг, к Святой Земле", - так говорят местные духовные авторитеты.

В центре алтаря изображены скрижали, данные Богом Моисею, в верхнем ярусе надпись: «Вот глаз Божий оберегает верующих», а по обеим сторонам – текст десяти Заповедей. Надписи сделаны латиницей на караимском языке.

Служитель кенесы называет число прихожан столько же, сколько и всего караимов в Тракай: семьдесят человек. Трудно сказать, насколько все они являются именно последователями караимизма, либо же для многих посещение кенесы служит скорее средством национально-культурной самоидентификации.

Караимский язык, как уже сказано, относится к тюркским языкам. Он похож на турецкий и крымскотатарский. Собственного отдельного алфавита у караимов нет, они пользуются чаще еврейским алфавитом (квадратно-гнездовым письмом), а иногда – латиницей. По результатам последней переписи населения в Литве, из числа 200 литовских караимов родным языком назвали караимский примерно одна треть, и в основном – это старшее поколение. Из-за малочисленности детей, караимский язык не учат в школе. В Тракай тоже еще есть люди, знающие караимский, а «вон видите, в том доме живет караимская бабушка – так она вообще ни на каком языке, кроме караимского, не разговаривает, потому что никакого другого не знает».

Так что, если вдруг вы спросили в Тракай дорогу на русском языке, и вам не ответили – то, возможно, это были не злобные литовские националисты, а старая караимская бабушка.

Музей караимской культуры и этнографии существует с двадцатых годов. Он состоит из трех небольших залов, в одном из которых выставлены манекены в национальных костюмах и разные предметы быта, а в двух других – в основном различные фотографии и документы конца девятнадцатого – начала двадцатого века, отдельные религиозные книги и др.

221.91 КБ

Женский национальный костюм в этнографическом музее

130.70 КБ

Мужской национальный костюм в этнографическом музее

Большинство караимов уцелели в годы войны. Их религиозным лидерам удалось доказать немецким оккупационным властям, что караимы не являются евреями ни этнически, ни религиозно. Специальная комиссия сотрудников Третьего Рейха долго работала, одновременно измеряя носы караимов и изучая их религиозные книги, после чего вынесла вердикт, что караимы, как не принадлежащие к семитской расе, не подлежат уничтожению. После чего, естественно, началась подделка документов: некоторым евреям удалось превратиться в караимов. Некоторых поймали сразу, а некоторые уцелели, чтобы вскоре после войны загреметь в сталинские лагеря за… «космополитизм». В самом деле, подделал документы да еще и выдал себя не пойми за кого, стало быть, самый злобный безродный космополит и есть.

(Двойственное положение караимов поставило их в сложное положение не только в Литве. В некоторых местах в Крыму и на Украине немцы, не разобравшись, все-таки расстреляли некоторое количество караимов. В других местах Крыма проявили бдительность советские работники, распорядившись выслать караимов заодно с крымскими татарами).

У караимов встречаются самые разнообразные имена и фамилии. Видимо, в зависимости от того, какое культурное влияние оказывается преобладающим в месте проживания караимов в данный момент, караимские фамилии и имена могут звучать по-тюркски (татарски), по- еврейски, по-литовски или по-польски. В советское время среди караимов были и знаменитости союзного масштаба: например, караимом был известный историк и дипломат Иосиф Григулевич, композитор Майкапар (детские фортепианные пьески которого обычно играют все дети в музыкальных школах), а известный маршал СССР, дважды герой Советского Союза Малиновский (бывший также одно время министром Обороны СССР) – караим по отцу.

А теперь - о еде... (какой же народ без еды?)

В этом деревенском доме расположен один из двух крупнейших караимских ресторанов в Тракай – «Кибинлар».

158.83 КБ

Караимский ресторан "Кыбынлар" ("Кибинлар")

Однако этот ресторан сравнительно новый. Старейшая же местная караимская едальня, "Кибинине", расположена дальше, за мостом и имеет собственную любопытную историю (к сожалению, почему-то у меня не осталось фотографии, но это с виду тоже обычный деревенский дом, с наличниками и палисадничком). Ту, старую едальню, я помню еще по советским временам - в то время во всем Тракай было всего два кафе, и одно из них это, караимское. Местные жители рассказывают, что старое кафе основал в советские времена старый-престарый караим по фамилии Лавренович (не правда ли, очень караимская фамилия?). У него был один зуб, ходил он всегда в засаленном старом халате и "был такой страшный, что вот как посмотришь на него - так уже никаких кибинов не захочешь". Вот этот древний старичок стал директором образцового советского предприятия общепита. Еще в те времена, которые я застала, на излете советской власти, в этом кабачке подавалось всего два национальных караимских блюда (собственно, других блюд в меню и не было): знаменитые караимские пироги, так называемые "кибины", которые и дали название всем этим кафе. И караимское жаркое в горшочке.

Опять-таки в те времена кибины были только одного вида: с мясом. С каким именно мясом - в советские времена не сообщалось. Утверждается, что настоящие караимские кибины должны быть с говядиной, в крайнем случае - с бараниной. И у тех старых, советских кибинов, производившихся фирмой "Лавренович и К", была одна особенность: при надкусывании или надрезании они брызгались струей горячего бульона.

Сегодня в "Кибинине" давно нет старого однозубого Лавреновича, в кафе правят его наследники. А подают там сейчас кибины двух десятков разных видов: с говядиной, бараниной, свининой, курицей, индейкой, свининой и сыром, просто сыром, творогом, капустой, яблоками, грибами... и даже - с шоколадом и орехами. Кроме того, за прошедшие годы кибины расползлись по всем кафе в Тракай и окрестностях.

И все это, в общем, очень вкусно, но... ни один сорт сегодня не брызгается бульоном. Видимо, этот кулинарный секрет старый Лавренович унес с собой в могилу. А вот жаркое в горшочках, которое также подается по-прежнему, хуже не стало: оно состоит из говядины, картошки, грибов, морковки и сметаны.

...Местные жители в Тракай уверены, что в городе ими правит караимская мафия. Они рассказывают легенды о баснословных богатствах местных караимов, их особой деловой хватке, предприимчивости, умении "жить и вертеться" и так далее. Впрочем, про всемирный караимский заговор говорится скорее без злобы, а даже с некоторой гордостью: все-таки местная историко-культурная достопримечательность. Да и недолго, судя по всему, осталось терпеть местным жителям караимский гнет, ибо... смотри выше.


...Их всего семьдесят человек, и среди них только шесть детей в возрасте до шестнадцати лет. И нет никаких поводов к тому, чтобы в ближайшие годы количество этих детей могло увеличиваться. С одним из этих шести детей по случайности приятельствовал мой сын. Действительно, Камиль жил с родителями в большом добротном двухэтажном доме прямо возле нашего отеля. От своей бабушки-караимки, проживающей в Польше, он знал даже несколько караимских слов, кроме того, обучал моего космополитичного сына, что ежели кто будет есть кибины со свининой, а тем более по субботам - тот да будет проклят во веки вечные. Еще всего одно или два поколения...

"...Когда уйдет последний гном, когда падет последний орк, и энт последний станет древом..." (с)

Comments

( 26 comments — Leave a comment )
istanaro
Jul. 21st, 2008 04:39 pm (UTC)
Ничего себе! Слышать про этот народ слышал, но не знал больше ничего. Спасибо за замечательный репортаж!
jeff_kari
Jul. 21st, 2008 04:47 pm (UTC)
Какой интересный рассказ, Раиса! Спасибо огромное :)
anariel_rowen
Jul. 21st, 2008 04:48 pm (UTC)
Так обидно, когда целый народ с целым языком исчезает, и ничего сделать нельзя - ни мытьем, ни катаньем...
Насчет караимской бабушки - вспомнилась история про некого дедушку, последнего носителя некого древнего индоевропейского языка (тохарского?), которого самолетом отправили в какой-то европейский город, чтобы он там наговаривал на пленку все, что мог вспомнить на своем языке...
istanaro
Jul. 21st, 2008 05:27 pm (UTC)
Кажется, не тохарский все же (от тохарского языка осталось несколько рукописей, найденных в каком-то среднеазиатском селе).
audiart
Jul. 21st, 2008 04:54 pm (UTC)
Ага, кенесса на костел похожа :) Мы с Антоном когда первый раз были в Троках этих тонкостей не знали и все высматривали крест. Потом спросили у дедушки, христиане они или мусульмане, чем чуть не довели его до инфаркта. Он на нас чуть ли ногами не топал: "Караимы не татары!" Не знала, что они вымирают, жалко :(

А у Витовта образ, конечно, светлый, но то, что ему пришлось охрану из чужаков нанимать, тоже о многом говорит :)
naiwen
Jul. 21st, 2008 04:59 pm (UTC)
Они не вымирают в прямом смысле слова, они просто стремительно ассимилируются. Ведь это же интересный феномен: никто их, в сущности, никогда ни при какой власти не преследовал, никто насильственно не пытался ассимилировать, в местном обществе они, судя по всему, были прекрасно адаптированы.
Их просто СЛИШКОМ мало. А когда некий порог численности перейден, дальше уже восстановить популяцию невозможно.
У меня осталось грустное чувство... Хотя это действительно чисто естественный процесс, без чьей-либо вины.
gleza
Jul. 21st, 2008 05:07 pm (UTC)
У Анатолия Иосифовича ЛаврИновича - именно так, а не иначе - мы снимали комнату летом много лет (с 1977 по 1985 год). И я прекрасно знаю всех Лавриновичей в Тракае, их детей и внуков. Это местная интеллегенция, а не торгаши и владельцы кафе.
У дяди Толи было во рту действительно не очень много зубов, но "страшным" его назвать нельзя. Прекрасный был человек, очень добрый и умный. В первой "Кибинине" (построенной в 1980 году) он просто работал швейцаром - после того, как вышел на пенсию. И сейчас его дочь преподает в местной школе русский язык и литературу, а не "держит кафе".
Да, и история с тем, почему караимы уцелели во время оккупации, была немного другая.
В Киеве, кстати, всех караимов в Бабьем Яру расстреляли. Без всяких комиссий.
А в Литве немцы вызвали раввинов и спросили - караимы ваши? Те ответили - нет. Поэтому литовские караимы к евреям относятся очень хорошо.
taona
Jul. 21st, 2008 06:18 pm (UTC)
Ух ты, как интересно!
Каждый раз, играя Майкапара, задумывалась, почему у него такая классная фамилия и кто он такой был. Вот и ответ. Спасибо.
shaggy
Jul. 21st, 2008 06:35 pm (UTC)
В Израиле они неплохо размножаются. :-) Один из известных ивритоговорящих ролевиков - караим. Недавно женился на ролевичке русского происхождения. Она для этого прошла гиюр караим. :-) Были у нас на свадьбе, после чего я отловила и уничтожила все их фотографии. Красивая пара, все пытались их запечатлеть. :-))
Надеюсь, караим в Израиле отстоят и свой язык и свою культуру. Они ведь не едят кибины со свининой.
Спасибо, Раиса, за интересный экскурс в историю караим.

Edited at 2008-07-21 06:41 pm (UTC)
audiart
Jul. 21st, 2008 07:29 pm (UTC)
А что, им не положено фотографироваться?
shaggy
Jul. 21st, 2008 07:56 pm (UTC)
Ну, у всех есть свои заскоки... вот свидетели Иеговы против переливания крови.
audiart
Jul. 21st, 2008 08:00 pm (UTC)
Да я не против заскоков, я просто не в курсе была :) Так-то у меня есть знакомый, который не фотографируется из принципов магической безопасности, и ничего.
naiwen
Jul. 22nd, 2008 03:44 pm (UTC)
Так а язык-то они свой в Израиле знают?
Насколько я поняла, израильские караимы и крымско-литовские караимы - это не совсем один и тот же этнос.
Да, а кибины израильские караимы тоже пекут? :)
shaggy
Jul. 23rd, 2008 06:27 am (UTC)
По-моему знают. Хотя, ты понимаешь, я не спра. И про кибины тоже. :-)
shraibman
Mar. 30th, 2014 01:05 pm (UTC)
Караимская секта существовала не только в Крыму. Были так же караимы Ирака и Египта, в Турции и т.д. Израильские караимы - это потомки как крымско-литовских, так и египетских караимов.
inu_
Jul. 21st, 2008 08:21 pm (UTC)
Ух как интересно! Спасибо за рассказ огромное! :)
Я была как раз в Крыму в горном городе-крепости Чуфут-Кале. Видела там молитвенные дома караимов, фотки тоже есть.
naiwen
Jul. 22nd, 2008 03:43 pm (UTC)
Крым полон народов-призраков. Мангуп, Чуфут-Кале...
А я вот давно не была в тех краях.
uvanimo_bark
Jul. 22nd, 2008 12:07 am (UTC)
Майкапар... вдруг вспомнил свои детские фортепианные мучения:)
Спасибо, Раиса!
ringlin
Jul. 22nd, 2008 08:17 am (UTC)
Оффтопик
Привет!

Скажи, тебе куда можно сегодня позвонить? Хочу вытащить тебя на игротехнический сбор в пятницу.
naiwen
Jul. 22nd, 2008 03:42 pm (UTC)
Re: Оффтопик
Извини, у меня с работы нет выхода в ЖЖ, так что только сейчас отвечаю.
Позвонить можно домой, 705 37 96, звонить примерно до 11 вечера.
Или завтра на работу 937 88 33 доб.1412.
Но я в пятницу вряд ли доеду. И вообще не уверена, что куда-либо доеду, потому что со здоровьем совсем хреново :(
Но пообщаться бы хотелось, да.
indraja_rrt
Jul. 22nd, 2008 12:21 pm (UTC)
Хоть бы преподавание языка удалось бы как-нибудь организовать... Бывают какие-то попытки, но чтобы где-нибудь постоянно - этого пока что нет. Была бы даже и "практическая польза", потому что потом легко выучить турецкий, а он уже может быть и "полезен" (всё в кавычках, так как мне лично выучить какой-нибудь язык хочется вовсе не потому, что он полезен, - даже наоборот.)
А знаменитости на местном уровне и теперь есть, вот Галина Кобецкайте послом в разных странах работает.
naiwen
Jul. 22nd, 2008 03:41 pm (UTC)
Ну, когда мы тогда спрашивали в музее, я так поняла, что организуются какие-то курсы для желающих по изучению языка. Другой вопрос, скольким это реально надо (это к вопросу о практической пользе).
Я еще помню времена своего детства, когда дед и бабушка переходили на идиш, если хотели, чтобы дети и внуки их не понимали. А уже отцу это оказалось не нужно. Маленькая, я просила деда научить меня языку, но дальше "азохн вэй" :), так и не продвинулась.
indraja_rrt
Jul. 23rd, 2008 01:31 pm (UTC)
О, это у меня в списке "никому не нужных языков, которых я хотела бы выучить" после латышского! Один раз услышала - и зачаровалась (смотрительница экспозиции, которая в рабочее время говорила по телефону, таким образом оказалась самым ценным экспонатом, хм).

У литовских эмигрантов были очень сильные традиции обучения детей в какой-там Америке действительно никому не нужному языку. Часто дома все другие воспрещались; воскресные школы... А вот потом некому и пригодилось.
(Anonymous)
Jul. 24th, 2008 11:52 am (UTC)
A my s Nais v Krymu, v Bahchisarae byli v traditsionnom karaimskom zhilische, tam dazhe ih narodnuju kuhnju podavali. Nado zhe, v golovu ne prishlo by, chto oni zhe est' v Litve - neblizko eto.

Helka.
(Anonymous)
Nov. 8th, 2013 11:34 am (UTC)
Караимы
Они не вымирают в прямом смысле слова, они просто стремительно ассимилируются.
C'est cela qui est triste, ils ne meurent ils sont assimilés et dans cette mondialisation, autant de perdu pour leur culture.
shraibman
Mar. 30th, 2014 12:59 pm (UTC)
Несколько дополнений.
Караимы - иудейская секта, они были довольно влиятельны не только в Крыму. Например в средневековом Багдаде. В Каире было так же очень влиятельное караимство. Бльшинство египетских караимов мигрировали в Израиль.

Караимы Крыма - тюркоязычные, как и иудаисты-талмудисты Крыма, или крымские евреи - крымчаки. Что указывает на общность происхождения этих двух общин.

Ну и последнее, вопрос о происхождении. Дело в том, что по мнению ряда современных исследователей большинство современных евреев тоже не имеет никакого отношения к древнему Израилю (Шломо Занд). Это потомки представителей различных народов, принявших иудаизм - берберов, арабов, сирийцев, греков, славян, тюрок... Напротив, большинство древних израильтян никогда не покидали Палестину.

Таким образом, нет истории миграций некоего таинственного народа родом из Палестины. Есть история распространения иудаизма за пределами Палестины, и судьбы тех, кто эту веру принял. Караимство (как тюркское, так и арабское) вдимо может рассматриваться как часть этой истории.

Как-то так...
( 26 comments — Leave a comment )

Profile

девятнадцатый век 2
naiwen
Raisa D. (Naiwen)

Latest Month

June 2019
S M T W T F S
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30      

Tags

Powered by LiveJournal.com