?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Персонаж этот меня... поразил. Пока читала довольно длинное следственное дело, несколько раз по ходу чтения меняла свое мнение...
...начать с того, что майор Пензенского пехотного полка Михаил Спиридов отнесен к Славянскому обществу, по-видимому, по ошибке (со слов вездесущего Матвея Муравьева) - из следственного дела довольно очевидно, что принят Спиридов был уже в Южное общество после слияния сих двоих. И в самом деле, Спиридов резко отличается от всех остальных мальчиков-славян: он старше их всех (ему двадцать девять лет), выше всех чином, он боевой офицер - участник заграничных походов, он прекрасно образован и не беден - за его отцом имение в 877 душ, он сын сенатора и внук историка князя Щербатова - в общем, это человек совершенно иного социального круга - и он, конечно, к южанам (в частности к Сергею Муравьеву) по своему социальному статусу гораздо ближе, чем к славянам. Тем любопытнее эволюция его показаний.

Спиридов начинает свое выступление на арене с длинного-длинного, покаянного-покаянного письма прямо к Императору, и такой-то я злодей, и сякой я злодей, и так-то я ввергнут в отчаяние, и припадаю к стопам (из дела видно, что допрашивал его, в отличие опять-таки от других славян, лично Николай Павлович, после чего он и пишет свое покаянное послание). Тут все положенные формулы истинного раскаяния, от "нещастие превозмогает все препоны" до "благости Божии Великий Государь непостижимы, человек на краю пропасти уже падает" от "прах деда моего гложет меня упреками" (каков слог, а?) до "возможно ли положиться на того, кто единожды поколебался в присяге?" - на минуточку шесть (!) листов печатного текста, и вдруг сквозь этот трагический слог нет-нет да и мелькает совершенно другое лицо:
"Наконец не помню кто-то произнес кажется подпоручик Бечасный что кто тут и не пристанет и донесет тому 10 пуль в лоб, я на сие отвечал достаточно одной, было бы за что" (ай да зайка, ай да проговорился)

Здесь же в этом же письме впервые появляется злополучная история о крестиках и ноликах, цитирую дословно:
"... но только сверх сего Бестужев требовал от нас, кого мы полагаем способным, Великий Творча! что мое перо чертит не смею продолжать... Горбачевский назначил себя, кажется Бечасного и Борисова, но утвердительно Ваше Императорское Величество сего никак не могу сказать, боясь не взвесть на сих двух последних клевету, я же не мог никого отметить, тогда Бестужев отметил Тютчева и сказал, что он за него ручается; тут был Подпоручик Пестов, которой долго несоглашался, однакоже Бестужев отметил и его и к нещастию меня, хотя я совершенно отказывался и смело скажу, никогда не имел сего ужасного злодейства на мысли, но он сказал мне, что я не имею никакого духа, на сие я возразил что имею его не менее, он воспользовавшись сим ответом поставил над моим именем значок; я бы сего никогда не позволил, но был в таком великом заблуждении сие говорю как пред Богом так и пред вами Государь, полагал все сие невозможным..."

Итак, это у нас на дворе 2 февраля. История про крестики оборачивается в несколько кругов и в апреле снова возвращается к майору Спиридову.

(А мы тем временем читаем всякие прочие показания Спиридова и отрывки из его разных бумаг и писем, приобщенных к делу. Вот, например, из крепости Спиридов пишет письмо своему бывшему полковому командиру:
"Пожалоста поберегите моих добрых слуг... пускать они не плачут, а молятся Богу месте с Солдатами 2 бат. на молитвы которых я больше надеюсь нежели на все бормотанья баб к Богу"
А вот длинная история про отыскание бумаг майора Спиридова, закопанных, а после сожженных его преданными слугами (о чем свидетельствует кто-то из третих лиц - участников тайного общества). По сему поводу майор Спиридов показывает: "Сокрытие некоторых бумаг есть большая вина... умолчание в показаниях о сем сокрытии есть вторая вина... что приказав человеку своему истребить их, почитал ненужным пояснение, которое вовлекло бы в переписку... людей моих, которым сам сделал таковое поручение в допросы и можно сказать в нещастие, к тому же мог ли я полагать об открытии, ибо если сие сведение Высочайше учрежденной Комитет имеет от того, которой как помнится мне был свидетелем моего приказания, так не лучше ли было ему для удержания меня от сего порочного поступка отвратить")

Но вернемся к крестикам. 22 апреля (это вообще дата, бурная в истории южного следствия) Спиридову предъявляют следующее показание Мишеля Бестужева-Рюмина:
"Но подпорутчик Бестужев-Рюмин утвеждает
а) что при втором собрании у Андреевича на вопрос его Бестужева если кто которой бы согласился на нести удар Государю? сами вызвались вы, Тютчев, Горбачевский, Бечасный и Борисов 2-й...
г) что вы без приглашения и укоризны сами себя поместили в список, хотя он Бестужев и предупреждал, что никого не уговаривает вступить в число заговорщиков и что предприятие требует твердой решимости..."

В ответ на сие Спиридов, в числе прочего, отвечает:
"Бестужев доказывал необходимость сего для ввода Конституции, приводил в пример Испанию, произносил различные хулы на Государя, и тогда точно я сказал: если сие так и нужно для блага Отечества ни кто и я неоткажуся, однакож решится на сие не иначе льзя как в крайнейших обстоятельствах и после всегда, везде, всем говорил, что сие предприятие ужасно, что должно сего избегнуть.... я никогда не имел намерения к сему злодейству, оно меня приводило в трепеть тогда и после; и никак не полагал, что Бестужев почтет сии слова мои за вызов...
В тоже время, чтоб я сам себя без приглашения и укоризны поместил в список не справедливо а сие таким образом происходило: когда уже кончено было назначение на сие, я не был во все отмечен; - Бестужев говорил "как стараться нам еще присоединить; я спросил кого? он отвечал заговорщиков, потом сказал: вот вы, но вы не имеете духа. Я точно отвечал, я его имею как вы; и так вы будете с нами, только сие предприятие требует твердой решимости; - и поставил над моим именем знак, и я стоял в сие время посреди комнаты..."

Признаюсь честно - к этому моменту господин майор Спиридов раздражал меня до крайности - во первых, своим многословием и своими покаянными вздохами. Но главное, вот представьте себе диспозицию. Молодой вдохновенный Бестужев-Рюмин, два десятка таких же молодых восторженных мальчиков-славян - и вот теперь на следствии все они валят друг на друга, кто тут первый вызывался, и все эти славяне прыгают и жалобно кричат: это он, он нас увлек и погубил. Ну у меня, признаться, нет больших претензий к этим мальчикам: полгода назад они восторженно прыгали, клялись и обливались слезами, желая умереть за отечество. Сейчас они опять прыгают и обливаются слезами ужаса и раскаяния. Но ты-то, майор Спиридов, ты же, в отличие от этих малограмотных сопляков - взрослый мужик, образованный, неглупый и явно действовавший в здравом уме и твердой памяти - тебе-то не стыдно ли заливать о том, что "злодей Бестужев меня увлек, совратил и против моей воли что-то там поставил"?

И да, окончательно меня добила и восстановила против майора Спиридова фразочка:
"но не клевеща и не умножая смертные грехи в которых я погряз могу сказать, что Горбачевской и Бечасный всегда дышали злодейством" - ну ты, мужик, вообще-то фильтруй базар...

И вот так в изрядном раздражении я дочитывала дело и... и 30 апреля майор Спиридов пишет по собственной инициативе (без вновь присланных вопросных пунктов в Комитет следующее показание):

"Приемлю честь всепокорнейше испрашивать снисхождения Высочайше учрежденого комитета, что осмеливаюся беспокоить: снедаемый мучениями, горестями, бедствиями, я решился донести в дополнение прежних моих показаний...
Подпоручик Бестужев утверждает, что я себя сам без укоризны и упрека отметил на злодейский поступок, как я имел честь уже пояснить как сие происходило, но быв в жесточайших терзаниях, волнуем страшными угрызениями, совесть представляет мне во всем обнажении все мои преступления и пороки, боясь что к ним не прибавить еще преступления и греха клеветою на Бестужева, хотя я сколько не думаю никак не могу припомнить, он ли по окончании разговора ... взял перо и поставил знак, или я ам, но как он утверждает, то я сознаю, что мною собственно поставлен знак; если он не признает и разговор, которой точно был, тогда и то признаю справедливым; очень легко, как у меня могло изгладится из памяти блуждая из преступлений в преступления, так равно и у него, но утверждая противное - затрудняем лишь в открытии совершенной справедливости. - Не знаю, нет ли еще каких на меня показаний, пусть более и более открываются, я готов все признавать справедливым, что только припомню и будет мне казаться действительно истиною - ибо мое преступление превышает все. - Не страх, но глас веры действующий чрез совесть вопиет мне признавать свои преступления и как можно избегать самой легчайшей клеветы..."

Во какой убийственный поворот дела!

Ну и натурально, первый разряд:
"Умышлял на Цареубийство; вызывался сам, дав клятву на образ, совершить оное и назначал к тому других; участвовал в управлении Славянским обществом; старался о распространении его принятием членов и возбуждал нижних чинов".

Comments

( 34 comments — Leave a comment )
naiwen
Feb. 2nd, 2014 06:20 pm (UTC)
(и да, к вопросу о том - а нафига же они вообще столько болтали) - история эта, конечно же, тягостная и страшная, и других слов, кроме "не судите" - по итогам найти не могу...
hildae
Feb. 2nd, 2014 07:37 pm (UTC)
Вот не настолько я в теме, чтобы рассуждать на тему "зачем болтали"...
Но то, как их ломала ситуация, когда нужно написать или сказать о бывшем союзнике: "нет, этого не было, он лжет" - при том, что он говорит правду (зачем, другой вопрос, но уже говорит, все)... как же это понятно.

Его последнее признание, тоже. Следствие движется к финалу, раньше человек думал, что сказать, как сказать... а когда появилась надежда выжить, представил, как будет с этими воспоминаниями жить, ну и результат - вот такой.
В общем, не та тема, чтобы с лёгкостью заявлять, мол, пыток вы не видели.
odna_zmeia
Feb. 2nd, 2014 09:50 pm (UTC)
К вопросы о пытках - некоторые протоколы очных ставок даже читать - та еще пытка. А уж находиться на них...
Тут и в самом деле подумаешь, что в каком-тол смысле лучше бы иголки под ногти - оно сразу становится гораздо однозначнее.:(
veber
Feb. 2nd, 2014 06:29 pm (UTC)
Охохо.
А они все покаянные письма писали?
naiwen
Feb. 2nd, 2014 06:41 pm (UTC)
Не все. Но многие. Правда, бывают такие покаянные письма, что не поймешь - то ли раскаивается, то ли издевается :)
(no subject) - veber - Feb. 2nd, 2014 06:45 pm (UTC) - Expand
(no subject) - naiwen - Feb. 2nd, 2014 06:48 pm (UTC) - Expand
(no subject) - veber - Feb. 2nd, 2014 06:56 pm (UTC) - Expand
(no subject) - fredmaj - Feb. 2nd, 2014 08:42 pm (UTC) - Expand
(no subject) - veber - Feb. 2nd, 2014 09:15 pm (UTC) - Expand
(no subject) - fredmaj - Feb. 2nd, 2014 09:44 pm (UTC) - Expand
(no subject) - veber - Feb. 3rd, 2014 12:25 pm (UTC) - Expand
(no subject) - odna_zmeia - Feb. 2nd, 2014 10:10 pm (UTC) - Expand
(no subject) - veber - Feb. 3rd, 2014 12:22 pm (UTC) - Expand
(no subject) - odna_zmeia - Feb. 2nd, 2014 10:07 pm (UTC) - Expand
(no subject) - veber - Feb. 3rd, 2014 12:23 pm (UTC) - Expand
(no subject) - naiwen - Feb. 3rd, 2014 06:00 pm (UTC) - Expand
(no subject) - veber - Feb. 3rd, 2014 06:12 pm (UTC) - Expand
(no subject) - odna_zmeia - Feb. 2nd, 2014 09:59 pm (UTC) - Expand
(no subject) - fredmaj - Feb. 2nd, 2014 10:04 pm (UTC) - Expand
(no subject) - odna_zmeia - Feb. 2nd, 2014 10:11 pm (UTC) - Expand
(no subject) - veber - Feb. 3rd, 2014 12:24 pm (UTC) - Expand
hild_0
Feb. 2nd, 2014 07:11 pm (UTC)
Такое ощущение что то ли совесть-таки, то ли "пьян был, не помню".
anarsul
Feb. 2nd, 2014 09:43 pm (UTC)
Интересный способ выйти вверх, практически единственный в этой ситуации...
fredmaj
Feb. 2nd, 2014 09:45 pm (UTC)
Круто.
да, ты знаешь, вот это примерно на уровне отказа Павла от показаний на Сергея (с той лишь разницей, что Спиридов не в тот же день отказывается, а несколько позже). И да, тут ситуация выбора между жизнью и смертью никуда не делась, видимо, в самом деле оказался у человека избыток совести.
Слава Богу, что он выжил.
odna_zmeia
Feb. 2nd, 2014 09:56 pm (UTC)
Да, это не отказ от показаний на кого-то, это признание чужих показаний, когда в выборе: решай, кто из вас склонял, а кто склонился, кто инициатор, а кто только повелся, кому из вас жить, ему или тебе (выбор 10 тома, он, родимый:(), человек сначала говорит так, как говорит в таких случаях большинство: он. Он, он склонял, я жертва, он имел умысел, а я только имел несчастье разделять, да и то против воли, пусть я выживу, так вот, человек сначала говорит ровно это, а потом откатывает: нет, я тоже разделял, я не могу выжить за чужой счет.
Реально круто.
fredmaj
Feb. 2nd, 2014 10:06 pm (UTC)
да, потому и говорю: сравнимо. Да, эта невозможность выжить за чужой счет, потому что иначе этот мальчик тебе всю твою презренную оставшуюся жизнь сниться будет.
kemenkiri
Feb. 3rd, 2014 12:11 am (UTC)
Мне еще июньское письмо Мишеля вспоминается, хотя это уже совсем другая логика...
(no subject) - naiwen - Feb. 3rd, 2014 02:07 am (UTC) - Expand
kemenkiri
Apr. 8th, 2014 01:45 pm (UTC)
Ага, к прошению любопытная параллель - из донесений Куракина, который искал-искал днем с фонарем следы раскаяния в проезжающей популяции, и нашел... двух человек. Соловьева и Спиридова (даже не знаю, что лучше).

"[Из донесения № 12]

Томск. 11 ноября 1827 г.

Генерал! 7-го числа сего месяца три государственных преступника: Юшневский, бывший статский советник; Михаил Спиридов, бывший майор, и бывшие подпоручики Пестов и Андреевич прошли через Томск, направляясь в Иркутск. (...) Первый и двое последних на все вопросы, которые я мог им сделать, не проявили решительно ничего особенного – ни раскаяния, ни печали, ни дерзости; они имели вид скорее автоматов, нежели человеческих личностей, которых препровождают на каторжные работы. Михаил Спиридов, напротив, был очень взволнован, проливал обильные слезы при воспоминании о своих престарелых родителях, судьбу которых он пламенно желал узнать, так как в течение почти двух лет не имел о них никаких известий. Когда я спросил его, как вели себя с ним фельдъегеря и казачий офицер, он ответил мне, что его преступление так громадно в глазах Бога и людей, что он не заслуживает всех милостей государя, потому что, говорил он, «невозможно иметь более заботливости и жалости к их несчастному положению, чем те, которые в общем имели к ним все те, коим до сих пор пору удалось наблюдение за ними, - а это, конечно, могло быть только следствием именных повелений его величества»; другие фразы были в том же роде, и все их он произносил с заметным и совершенно искренним волнением, которое не обманывает. Я хотел бы иметь более частые случаи свидетельствовать в пользу раскаяния этих господ, но из 24 человек, которых я видел и лично расспрашивал, это только второй, который мог бы заслуживать какого-нибудь особенного внимания: первый был бывший штабс-капитан барон Соловьев. Среди других были некоторые, которые, при воспоминании о своих женах и детях, были, конечно, очень болезненно расстроены, но раскаяние в своих преступлениях , по моему мнению (я обещал Вам говорить только правду), вовсе не входило в это огорчение…"
( http://kemenkiri.narod.ru/gaaz/kurakin.htm - см., там может кто еще тематический есть!)

Похоже, майор Спиридов был большой специалист по "двусмысленным завывам"(с)...
kemenkiri
Apr. 8th, 2014 02:00 pm (UTC)
Ой, да там еще и продолжение!

"[Из донесения за № 14]

Томск, 23 декабря 1827 г

…Две недели тому назад я имел удовлетворение получить доказательства того, что сообщенные Вам наблюдения мои об участниках большого заговора, которых я вижу при их переходе, довольно справедливы. Письмо мое от 11 ноября за № 12 сообщает Вам, между прочим, о бывшем майоре Михаиле Спиридове, о котором я имел случай отозваться хорошо, и о бывшем подпоручике Андреевиче, которого я описал Вам как автомата, не проявляющего ни раскаяния, ни горести. При своем проезде обратно офицер, который сопровождал их в Иркутск, доложил мне, что Андреевич, бывший до самого Томска молчаливым и спокойным в дороге, делался более или менее упрямым, и что эта непокорность шла, все увеличиваясь, по мере продвижения к Западной Сибири; что Михаил Спиридов отвел его в сторону на одной из станций, на которой они остановились, и предупредил его, чтоб он лучше наблюдал за этим человеком, потому что у него дурные намерения; и что он тогда удвоил бдительность, при чем Андреевич не мог этого заметить, и благополучно доставил его и передал местным властям…"

И правда, своеобразный персонаж...
(no subject) - naiwen - Apr. 8th, 2014 05:09 pm (UTC) - Expand
naiwen
Apr. 8th, 2014 05:07 pm (UTC)
Ага, я тут как раз пишу рассказик на основании этой цитаты из Куракина, вот все никак не породю (порожду) до конца.
Как раз я за эту цитату зацепилась
naiwen
Apr. 8th, 2014 05:58 pm (UTC)
а так-то, по-моему, эти цитаты если кого-то дурно характеризуют, то исключительно Куракина...
( 34 comments — Leave a comment )

Profile

девятнадцатый век 2
naiwen
Raisa D. (Naiwen)

Latest Month

May 2018
S M T W T F S
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031  

Tags

Powered by LiveJournal.com