Raisa D. (Naiwen) (naiwen) wrote,
Raisa D. (Naiwen)
naiwen

В стране Мерлина...

Далеко в сердце Бретани лежит древний лес кельтских легенд, таинственный лес Броселианд (у пана Сапковского выведен под именем Брокилон). Броселианд - один из последних сохранившихся осколков древнейших лесов Европы. Поскольку лес волшебный, то и доехать туда оказалось некоторым волшебством: ближайшим населенным пунктом является поселок Пампон (Paimpont). Когда я на сайте-счетчике маршрутов (есть такой сайт с указанием местного транспорта по Бретани, вводищь дату, время, начальную и конечную точку пути - и тебе показывают ближайшие варианты транспорта со всеми пересадками: неплохо, но проблема в том, что сайт периодически ошибается) вводила "доехать из Сен-Мало в Пампон такого-то числа утром", то сайт с упорством, достойным лучшего применения, предлагал мне поехать на каком-то автобусе, который якобы из Сен-Мало идет четыре минуты прямо до Пампона. Между тем гугл-карта с тем же упорством показывала мне расстояние явно за сотню километров, причем в совершенно противоположном направлении, так что поверить в четыре минуты я никак не могла. Поэтому я самостоятельно нашла автобус Ренн-Пампон, при этом на одном из сайтов было указано, что этот автобус ходит, а на другом - что этот автобус ходит исключительно по предварительному заказу. Проверить этого мы не могли, поэтому решили на всякий случай поехать с утра на электричке в Ренн и разобраться на месте - в крайнем случае мы остались бы гулять в Ренне.

... Итак, мы приехали в Ренн и к своей радости обнаружили, что автобус существует и ходит по указанному расписанию. В ожидании автобуса у нас было около часа и мы пошли бродить по центру Ренна. Первая же улица, на которую я наткнулась глазами, называлась "Улица свободных французов" (и подписано внизу: "в честь добровольцев, погибших в Сопротивлении в 1940-1943 годах"). Затем на глаза попалось нам красивое здание, на котором было написано "государственный лицей Эмиля Золя". Возле здания обнаружилась роскошная цветущая вишня и мемориальная табличка: "Здесь в 1899 году состоялся суд над Дрейфусом, которого приехал защищать Эмиль Золя".

... Автобус из Ренна в Пампон идет около часа, билет туда и обратно стоит 8 евро с копейками (автобусы гораздо дешевле электричек). Пампон оказался крошечным живописным поселком, живо напомнившим мне литовский Тракай: лес, озеро и на берегу озера вместо замка - старинное аббатство двенадцатого века с грубоватым романским фасадом, давно нереставрированное - потому немного грозное и облезлое. Аббатство было закрыто. Возле аббатства обнаружился "офис по туризму", куда мы решили зайти, чтобы спросить дорогу в лес и узнать телефон экстренных служб на случай, если мы заблудимся в лесу. Молодой человек, увидев нас, радостно ответил, что у них обеденный перерыв и они закрыты (обеденный перерыв тут продолжается два часа - обычно с двенадцати до двух), но услышав, какой путь мы проделали, чтобы добраться в это прекрасное место (слово "Израиль" почему-то приводит тут всех в священный трепет), снизошел, достал карты и стал нам показывать дорогу - как скоро оказалось, для автомобилистов. Мы сказали, что мы без машины и столько пройти не можем, он удивился еще больше (мол, что за ненормальные приперлись в такую даль и без машины), жалобно сказал "но вы же так не увидите наши потрясающие достопримечательности!", потом все-таки достал другую карту и сказал, что есть короткий путь и "там везде обозначено стрелочками". Стрелочки нас вдохновили. Затем молодой человек пожелал нам иметь непромокаемую обувь и пригласил на представление "Все секреты Броселианда", которое должно было состояться в четыре часа дня.

... Стрелочки мы вначале действительно увидели. Одна из них указывала "К могиле Мерлина - 13 км", другая еще что-то подобное. Поэтому мы просто пошли куда глаза глядят - вдоль берега озера, и никаких стрелочек больше не видели (как потом выяснилось, мы просто пошли не в ту сторону, что было и к лучшему - мы не соприкоснулись с типовыми туристическими тропами). Обойдя половину озера по берегу, мы зашли в лес. Весенний Броселианд (смешанный лес - дубы и терновник, сосны, лиственницы и немного берез и что-то сугубо местное неопознанное) был тих, мокр, абсолютно безлюден и прекрасен. И - что поразило особенно по сравнению с подмосковными лесами - идеально чист, нигде ни бумажки, ни бутылки, никакого мусора, никаких следов человеческой жизнедеятельности: а ведь мы отошли всего буквально на пару километров от жилья. И все-таки скажу (или снова к вопросу о том, почему они живут лучше нас): люди здесь любят свою страну. Никакой президент, никакое правительство не в состоянии изменить в стране ничего, пока люди не научатся не мусорить в собственном лесу.
...Древние деревья обросли зеленым мхом. Под ногами хрустели прошлогодние палые листья. Мы провалились пару раз в болото, покрутились по лесу часа три и вернулись обратно к аббатству.

... После прогулки по лесу мы нагуляли зверский аппетит. В четыре часа дня в поселке был открыт один-единственный бар "Ланселот". Мы зашли в бар и там нашлось кофе и даже горячие бутерброды. Болтливый хозяин рассказал, что сейчас здесь мало народа, а вот летом приезжает много туристов и все ездят на машине по окрестностям ("Ищут Грааль" - прокомментировали мы). А потом на нас свалилось счастье в виде невероятно толстой серой хозяйской кошки, которая почему-то почтила нас доверием и вдруг даже без всякого приглашения прыгнула нам прямо на руки и стала требовать ласки. Я спросила хозяйку, не беременная ли кошка (судя по виду, была почти уверена, что там не меньше пяти-шести котят), однако хозяйка сказала, что она просто толстая - "и, знаете, ее рано стерилизовали, в семь месяцев, и теперь она все толстеет и толстеет, прямо не знаем, почему". Я не стала говорить хозяйке, отчего толстеет кошка при деревенском баре :) - тем более, что кошка, подарив нас своей неожиданной лаской, так же неожиданно ушла и больше мы ее не видели.

... В ожидании своего обратного автобуса бродили по поселку. Улицы здесь "тематические", на глаза попались "улица феи Морганы", "улица феи Вивианы", "улица рыцарей Круглого стола", "улица рыцаря Ланселота Озерного" и еще что-то в этом духе. Напротив аббатства стоит памятник "погибшим за Францию" - как всегда, поименные списки, но если обычно эти списки начинаются с Первой мировой войны, то жители Пампона пошли дальше: их список начинается с франко-прусской (а как же все-таки круто, когда страна помнит своих погибших поименно еще с девятнадцатого века). На одном из домов неожиданная мемориальная табличка: "Здесь мадам де Голль такого-то числа 1940 года услышала призыв своего сына Шарля де Голля бороться за свободу Франции".

... Потом приехал наш автобус и выяснилось, что мы стоит на неправильной остановке и здесь посадки нет: но водитель, увидев приезжих, сжалился и посадил нас в неположенном месте (спасибо ему, иначе нам пришлось бы больше часа ждать следующего). Обратно в Ренн доехали без приключений. По дороге видели пару красивых церквей, странный современный памятник из согнутых железок и пиццерию "Эскалибур".

... Уже в Сен-Мало в автобусе нам попалась странная тетенька: всю дорогу она ругалась на то, что где-то в прошлую поездку в автобусе ей не дали сдачу в два евро, и как она всю жизнь работает, работает, а ей не дали два евро, и что она думала, что автобусы водят честные люди - а ей не дали два евро, и так раз пять по кругу, а внимала ей такая же немолодая водительница автобуса с усталым лицом и что-то тихо и успокаивающе отвечала, так что в итоге вредная бабка успокоилась и стала что-то рассказывать про детей... (я извиняюсь, что записываю все эти подробности, просто иногда подробности человеческой жизни, текущей вокруг, бывают не менее любопытными, чем старинные соборы).

... Завтра собираемся в Ренн - центр местной цивилизации (даже специально купили недельный проездной, а то электричка очень дорогая), для тряпочного шопинга (потому что в старом городе Сен-Мало нет ничего, кроме сувенирных бутиков) и просто прогуляться.