Raisa D. (Naiwen) (naiwen) wrote,
Raisa D. (Naiwen)
naiwen

Category:

История Петра Борисова...

...это история исключительно талантливого самоучки.

...Отец Борисовых - отставной майор Черноморского флота - кроме мизерного казенного пособия, подрабатывал на жизнь частными архитектурными работами (к моменту описываемых событий он уже очень пожилой, 68 лет). Денег, судя по всему, в семействе не водилось, отец учит детей сам - но тут как-то понятно, что "архитектор" - это человек с каким-то образованием (иначе как он что-то построит). Поэтому он прививает своим детям - особенно Петру - наряду со строгими нравственными правилами - любовь к чтению, критический склад мышления, и в целом - воистину фанатическую тягу к знаниям.

На следствии Петр рассказывал, что он самостоятельно выучил французский и польский языки и что вообще "всем, что он знает, он обязан собственным трудам". Это не для красного словца, потому что примерно то же рассказывает его окружение. Горбачевский, Бечаснов рассказывали о том, что он заставлял свое окружение читать. Заставлял их учить иностранные языки (а они посмеивались и не учили - но потом, в Чите и Петровском, будут учить и освоят). Что он за год самостоятельно выучил французский язык и снабжал их собственными переводами современных французских философов. Бечаснов показывал, что он "любил читать романы", но "братья Борисовы сказали мне, что романы - это легкомысленное чтение и что надо читать философию, я их послушал - но не всегда мне было понятно и интересно". Он же, Петр, уговаривал Бечасного бросить "легкомысленные развлечения" (потому что они противны служению правде и справедливости) - Бечаснов отвечал: "Ну я бросил... но иногда немножко втайне от Борисовых все-таки развлекался... потому что молодость, вы понимаете, брала свое" :) Они, ближайшие друзья и соратники на следствии это все чуточку иронически рассказывали...

Учиться, учиться, и еще раз учиться. Он, Петр, всеми силами за волосы старался выдрать сам себя - и свое окружение вместе с собой - из этой социальной среды, подняться вверх - но не ради карьеры, а ради Правды, Добра и Справедливости.
В другом месте он поясняет, что его отношения с официальной церковью и религией как-то не складывались - "но я не без веры". Просвещение - его Бог.

Еще в советское время некоторые историки подчеркивали особый радикализм Славянского общества, противопоставляя его "ограниченным дворянским революционерам" и утверждали, что славяне чуть ли не были сторонниками всеобщей крестьянской революции :) Это, конечно, чушь. Собственно, исходное Общество Соединенных славян, группирующееся вокруг братьев Борисовых - это такой Союз Благоденствия, только в другой социальной среде: юноши мечтали о всеобщем просвещении, улучшении нравов и моральном самосовершенствовании. И, конечно, о Вольной Федерации Славянских народов - к каковым славянским народам заодно причисляли венгров и румын :)
При этом собранные деньги (которые, напомню, хранились у Иванова) они планировали употребить на покупку книг, а также на выкуп крепостных крестьян от особенно жестоких помещиков (забавная смесь наивного мечтательного утопизма с вполне практическими разумными целями).
Петр рассказывал, что у него хранились собственные рисунки с разными эмблемами этой будущей Федерации (помимо официально признанных в качестве знаков Общества) - и он таил их от друзей, даже от Горбачевского, "хотя мы с ним были очень дружны", потому что "Горбачевский - не мечтатель" ("а я - мечтатель" - это фраза не звучит, но подразумевается)

Потом, по мере умножения членов, общество, конечно, прирастало многими случайными людьми с аморфными взглядами и плохо понятыми целями, а уж во время Лещинского безумия только ленивый офицер Третьего корпуса не примкнул к заговорщикам (и многие с такой же скоростью отпали, с какой и примкнули).

Живой и наблюдательный рассказчик с хорошим стилем и слогом, Петр на следствии рассказал некоторое количество очень человеческих подробностей, посвященных именно истории "встречи двух цивилизаций" (так что картинка неожиданно расцветилась не просто крестиками и ноликами, но и живыми людьми): тут и неизбежная война мелких самолюбий (но все это очень беззлобно), включая разные терки между соратниками (например, подковерное соперничество между пехотинцами и артиллеристами). И мучительная и не всегда успешная (с обеих сторон) попытка ломки социальных барьеров. И стихийно возникающие на глазах личные симпатии и антипатии, попытки сближения и отторжения. Я еще перескажу некоторое количество этих деталек.

... Тем трагичнее читать про дальнейшую судьбу братьев Борисовых: Петр и в Сибири, по некоторым позднейшим рассказам, не упускал ни малейшей возможности, чтобы учиться, в Чите и Петровском занимался по 16 часов в сутки, он прекрасно рисует, у него широкий круг научных интересов: он занимается метеорологией, ботаникой, орнитологией... Но - денег нет, он прикован к обезумевшему брату, который практически не дает ему даже выйти из дома... печальный конец и нереализованная судьба.
И это опять к вопросу о той тщетности и нереализованности... почему, когда я писала про Владимира Бечасного, складывается ощущение, что именно у него судьба - в сущности, счастливая и благополучная. Потому что в его случае, в сущности, жизнь дает ему все, что может дать - а он берет от жизни все, что может взять и мог бы взять при других обстоятельствах - и даже чуточку больше. Не так в истории Борисовых.
Или вот, к примеру, живет Селенгинская декабристская колония: они там все активны и деятельны, они реально делают офигительно много для развития этого захолустья и не только, и оставляют по себе исключительно добрую память (все вместе и по отдельности). И при этом физически заметно, что вот этим конкретным людям тесно и тошно в этом Селенгинске, в этих рамках, что они способны на гораздо бОльшее и что вся их бурная общественно-полезная деятельность - в сущности, только попытка сублимации.
Tags: декабристы
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments